Социальный диалог и социальное обеспечение
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог:
тематические вопросы.
Раздел V. Социальный диалог и социальное обеспечение.
Социальное обеспечение и социальный диалог – два основных принципа программы достойного труда – связаны друг с другом и дополняют друг друга в достижении целей социальной справедливости и справедливой глобализации. Эффективные и устойчивые системы социального обеспечения базируются на эффективном трехстороннем регулировании, полной подотчетности и участии организаций работников и работодателей. Такое участие подразумевает привлечение социальных партнеров к разработке реформ и политики социального обеспечения, а также к управлению механизмами социального обеспечения.
- Правовые акты МОТ
Представительство работников и работодателей в регулировании и управлении механизмами социального обеспечения отражается в принципах и нормах МОТ в области социального обеспечения. Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102) предусматривает, что механизмы социальной защиты должны регулироваться на трехсторонней основе, что гарантирует и укрепляет социальный диалог между правительствами, работниками и работодателями.
Помимо Конвенции № 102, трипартизм в сфере социального обеспечения закреплен в следующих правовых актах МОТ:
- Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы (№ 168);
- Рекомендация № 113 о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе (1960);
- Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (2008);
- Глобальный пакт о рабочих местах (2009);
- Рекомендация № 202 о минимальных уровнях социальной защиты (2012).
Нигерия. Нигерийский целевой фонд социального страхования. |
Нигерийский целевой фонд социального страхования (НЦФСС) был создан в 1994 году в соответствии с Указом № 73. К сфере его компетенции относятся следующие выплаты:- трудовая пенсия;- пособие по старости;- пособие в связи с потерей кормильца;- пособие на случай смерти;- пенсия по инвалидности;- пособие по инвалидности. В НЦФСС действует трехсторонний руководящий орган, в состав которого входят 11 членов:- председатель, которого назначает Президент;- два представителя профсоюзов, которых назначает Конгресс Нигерии по труду;- два представителя работодателей, которых назначает Консультативный совет нигерийских работодателей;- один представитель Федерального министерства занятости, труда и производительности;- один представитель Центрального банка Нигерии;- три исполнительных директора, которых назначает Президент по рекомендации министра;- один управляющий директор, которого назначает Президент по рекомендации министра; Руководящий орган отвечает за следующее:- управление Фондом и инвестирование денежных средств, размещенных на счетах Фонда;- выплата различных пособий лицам, имеющим на это право;- общее управление и регулирование работы НЦФСС. Источник: Nigeria Social Insurance Trust Fund Act, Chapter # 88. |
- Трехстороннее управление в сфере социального обеспечения.
Предпосылка эффективного управления
Важной предпосылкой эффективного управления системой социального обеспечения является наличие надлежащих институциональных механизмов в отношении социального диалога, участия социальных партнеров и заинтересованных сторон, а также общей ответственности государства.
Роль государства
Государство несет ответственность за формирование надлежащей политики, нормативно-правовой базы, а также за контроль, гарантирующий обоснованность политики в сфере социального обеспечения; это предусматривает последовательное формирование и осуществление политики, а также эффективные механизмы мониторинга:
- определение основных политических вопросов;
- внедрение эффективных систем финансового и правового регулирования;
- общий контроль;
- мониторинг реализации политики в области социального обеспечения;
- создание консультативных органов.
Роль социальных партнеров
Содействие и участие со стороны социальных партнеров в качестве представителей лиц, чьи права защищаются, и работодателей в руководящих органах учреждений социального обеспечения может способствовать прозрачности управления механизмами социальной защиты. Кроме того, участие социальных партнеров гарантирует, что политика отвечает потребностям субъектов, финансирующих меры социального обеспечения и получающих от их выгоды, а также способствует продуктивной занятости и экономическому росту.
Следует отметить, что эффективное участие социальных партнеров требует наличия необходимых технических знаний, навыков потенциала:
- контроль применения механизмов;
- определение политических вопросов;
- формирование предложений в отношении реформ и развития;
- представление интересов работников, работодателей и других заинтересованных сторон.
Эффективный социальный диалог
Социальный диалог играет ключевую роль в определении и формировании приоритетных политических задач. Он является важным инструментом содействия мониторингу финансовой устойчивости и социальной надежности, эффективности и действенности управления и администрирования механизмов социальной защиты. Кроме того, он помогает обеспечить национальное согласие в отношении вопросов социальной защиты, таких как:
- участие в определении подходящей структуры систем выплат;
- обеспечение согласованности экономической и социальной политики;
- обеспечение эффективного управления рынком руда и системой социальной защиты;
- определение и внедрение эффективных механизмов реагирования в периоды кризиса;
- содействие подготовке и осуществлению ключевых реформ.
В пункте 1 статьи 13 Рекомендации № 202 о минимальных уровнях социальной защиты (2012) говорится о том, что государства-члены должны формировать и осуществлять национальные стратегии расширения сферы охвата социального обеспечения, основываясь на национальных консультациях и действенном социальном диалоге и трехстороннем участии.
- Социальный диалог и реформы систем социального обеспечения.
В контексте демографических изменений доступность и устойчивость систем социального обеспечения широко обсуждаются во всем мире. В предстоящие десятилетия старение населения будет приводить к росту затрат на пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание, а также долгосрочный уход. Несмотря на это имеются свидетельства того, что эффективный социальный диалог может содействовать решению этих проблем. Социальный диалог в отношении необходимых реформ может помочь в справедливом согласовании социальных потребностей с требованиями финансовой и фискальной системы. Социальный диалог помогает преодолеть неизбежные разногласия и избежать конфликтов интересов, которые способны замедлить реализацию таких необходимых реформ.
Уругвай. Национальный диалог по вопросам социального обеспечения (DNSS) |
В 2007 году в Уругвае был инициирован национальный диалог по вопросам социального обеспечения. Такой диалог выходит за рамки существующих институциональных структур и дает возможность работникам, работодателям, представителям гражданского общества и государства собираться вместе для формирования предложений. Целью такого диалога является оценка текущего состояния системы социального обеспечения и подготовка предложений в отношении будущих реформ и укрепления демократического управления. Национальный диалог по вопросам социального обеспечения организован в форме десяти тематических рабочих столов, в рамках которых рассматриваются различные аспекты социального обеспечения (например, схемы пенсионного обеспечения, целевая аудитория, демографические аспекты и финансирование). Реформа В 2008 году в завершение первой фазы социального диалога было подписано десять базовых соглашений. Некоторые из этих соглашений подготавливали почву для реформ, а важнейшие из них касались пенсионного обеспечения и пособий по безработице. Реформа системы пенсионного обеспечения по возрасту включала в себя сокращение минимального количества лет стажа, которые давали право на получение пенсии, меры, направленные на выплату пенсий работникам, у которых были случаи прерывания стажа официального трудоустройства, и предоставление женщинам поощрения в размере одного года за каждого воспитанного ими ребенка с целью содействия гендерному равенству. Реформа программы выплат на случай безработицы предусматривала расширение координации с другими программами социального обеспечения и со стратегиями рынка труда, увеличение периода выплат для безработных пожилого возраста, введение шкалы выплат, предусматривающей постепенное сокращение уровня выплат с течением времени, а также автоматическое увеличение срока выплат на два месяца в периоды экономического спада. Источники:Dialogo Nacional sobre Seguridad Social: http://www.dialogoseguridadsocial.org/que-esМОТ, 2011. Социальное обеспечение в целях социальной справедливости и справедливой глобализации: Периодическое обсуждение вопросов социальной защиты (социального обеспечения) в соответствии с Декларацией МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, Доклад VI, Международная конференция труда, 100-я сессия, Женева, 2011. |