Новости

Социальный диалог и социальное обеспечение

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог: 

тематические вопросы. 

Раздел V. Социальный диалог и социальное обеспечение.

Социальное обеспечение и социальный диалог – два основных принципа программы достойного труда – связаны друг с другом и дополняют друг друга в достижении целей социальной справедливости и справедливой глобализации. Эффективные и устойчивые системы социального обеспечения базируются на эффективном трехстороннем регулировании, полной подотчетности и участии организаций работников  и работодателей. Такое участие подразумевает привлечение социальных партнеров к разработке реформ и политики социального обеспечения, а также к управлению механизмами социального обеспечения. 

  1. Правовые акты МОТ

Представительство работников и работодателей в регулировании и управлении механизмами социального обеспечения отражается в принципах и нормах МОТ в области социального обеспечения. Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (№ 102) предусматривает, что механизмы социальной защиты должны регулироваться на трехсторонней основе, что гарантирует и укрепляет социальный диалог между правительствами, работниками и работодателями. 

Помимо Конвенции № 102, трипартизм в сфере социального обеспечения закреплен в следующих правовых актах МОТ:

  • Конвенция 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы (№ 168);
  • Рекомендация № 113 о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе (1960);
  • Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (2008);
  • Глобальный пакт о рабочих местах (2009);
  • Рекомендация № 202 о минимальных уровнях социальной защиты (2012).
Нигерия. Нигерийский целевой фонд социального страхования.

Нигерийский целевой фонд социального страхования (НЦФСС) был создан в 1994 году в соответствии с Указом № 73. К сфере его компетенции относятся следующие выплаты:- трудовая пенсия;- пособие по старости;- пособие в связи с потерей кормильца;- пособие на случай смерти;- пенсия по инвалидности;- пособие по инвалидности. В НЦФСС действует трехсторонний руководящий орган, в состав которого входят 11 членов:- председатель, которого назначает Президент;- два представителя профсоюзов, которых назначает Конгресс Нигерии по труду;- два представителя работодателей, которых назначает Консультативный совет нигерийских работодателей;- один представитель Федерального министерства занятости, труда и производительности;- один представитель Центрального банка Нигерии;- три исполнительных директора, которых назначает Президент по рекомендации министра;- один управляющий директор, которого назначает Президент по рекомендации министра;
Руководящий орган отвечает за следующее:- управление Фондом и инвестирование денежных средств, размещенных на счетах Фонда;- выплата различных пособий лицам, имеющим на это право;- общее управление и регулирование работы НЦФСС.
Источник: Nigeria Social Insurance Trust Fund Act, Chapter # 88.
  1. Трехстороннее управление в сфере социального обеспечения.

Предпосылка эффективного управления

Важной предпосылкой эффективного управления системой социального обеспечения является наличие надлежащих институциональных механизмов в отношении социального диалога, участия социальных партнеров и заинтересованных сторон, а также общей ответственности государства.

Роль государства

Государство несет ответственность за формирование надлежащей политики, нормативно-правовой базы, а также за контроль, гарантирующий обоснованность политики в сфере социального обеспечения; это предусматривает последовательное формирование и осуществление политики, а также эффективные механизмы мониторинга:

  • определение основных политических вопросов;
  • внедрение эффективных систем финансового и правового регулирования;
  • общий контроль;
  • мониторинг реализации политики в области социального обеспечения;
  • создание консультативных органов.

Роль социальных партнеров

Содействие и участие со стороны социальных партнеров в качестве представителей лиц, чьи права защищаются, и работодателей в руководящих органах учреждений социального обеспечения может способствовать прозрачности управления механизмами социальной защиты. Кроме того, участие социальных партнеров гарантирует, что политика отвечает потребностям субъектов, финансирующих меры социального обеспечения и получающих от их выгоды, а также способствует продуктивной занятости и экономическому росту.

Следует отметить, что эффективное участие социальных партнеров требует наличия необходимых технических знаний, навыков  потенциала:

  • контроль применения механизмов;
  • определение политических вопросов;
  • формирование предложений в отношении реформ и развития;
  • представление интересов работников, работодателей и других заинтересованных сторон.

Эффективный социальный диалог

Социальный диалог играет ключевую роль в определении и формировании приоритетных политических задач. Он является важным инструментом содействия мониторингу финансовой устойчивости и социальной надежности, эффективности и действенности управления и администрирования механизмов социальной защиты. Кроме того, он помогает обеспечить национальное согласие в отношении вопросов социальной защиты, таких как:

  • участие в определении подходящей структуры систем выплат;
  • обеспечение согласованности экономической и социальной политики;
  • обеспечение эффективного управления рынком руда и системой социальной защиты;
  • определение и внедрение эффективных механизмов реагирования в периоды кризиса;
  • содействие подготовке и осуществлению ключевых реформ.

В пункте 1 статьи 13 Рекомендации № 202 о минимальных уровнях социальной защиты (2012) говорится о том, что государства-члены должны формировать и осуществлять национальные стратегии расширения сферы охвата социального обеспечения, основываясь на национальных консультациях и действенном социальном диалоге и трехстороннем участии. 

  1. Социальный диалог и реформы систем социального обеспечения.

В контексте демографических изменений доступность и устойчивость систем социального обеспечения широко обсуждаются во всем мире. В предстоящие десятилетия старение населения будет приводить к росту затрат на пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание, а также долгосрочный уход. Несмотря на это имеются свидетельства того, что эффективный социальный диалог может содействовать решению этих проблем. Социальный диалог в отношении необходимых реформ может помочь в справедливом согласовании социальных потребностей с требованиями финансовой и фискальной системы. Социальный диалог помогает преодолеть неизбежные разногласия и избежать конфликтов интересов, которые способны замедлить реализацию таких необходимых реформ. 

Уругвай. Национальный диалог по вопросам социального обеспечения (DNSS)

В 2007 году в Уругвае был инициирован национальный диалог по вопросам социального обеспечения. Такой диалог выходит за рамки существующих институциональных структур и дает возможность работникам, работодателям, представителям гражданского общества и государства собираться  вместе для формирования предложений. Целью такого диалога является оценка текущего состояния системы социального обеспечения и подготовка предложений в отношении будущих реформ и укрепления демократического управления. Национальный диалог по вопросам социального обеспечения организован в форме десяти тематических рабочих столов, в рамках которых рассматриваются различные аспекты социального обеспечения (например, схемы пенсионного обеспечения, целевая аудитория, демографические аспекты и финансирование).
Реформа
В 2008 году в завершение первой фазы социального диалога было подписано десять базовых соглашений. Некоторые из этих соглашений подготавливали почву для реформ, а важнейшие из них касались пенсионного обеспечения и пособий по безработице. Реформа системы пенсионного обеспечения по возрасту включала в себя сокращение минимального количества лет стажа, которые давали право на получение пенсии, меры, направленные на выплату пенсий работникам, у которых были случаи прерывания стажа официального трудоустройства, и предоставление женщинам поощрения в размере одного года за каждого воспитанного ими ребенка с целью содействия гендерному равенству. Реформа программы выплат на случай безработицы предусматривала расширение координации с другими программами социального обеспечения и со стратегиями рынка труда, увеличение периода выплат для безработных пожилого возраста, введение шкалы выплат, предусматривающей постепенное сокращение уровня выплат с течением времени, а также автоматическое увеличение срока выплат на два месяца в периоды экономического спада. 
Источники:Dialogo Nacional sobre Seguridad Social: http://www.dialogoseguridadsocial.org/que-esМОТ, 2011. Социальное обеспечение в целях социальной справедливости и справедливой глобализации: Периодическое обсуждение вопросов социальной защиты (социального обеспечения) в соответствии с Декларацией МОТ о социальной справедливости в  целях справедливой глобализации, Доклад VI, Международная конференция труда, 100-я сессия, Женева, 2011.
Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть