НовостиСоциальное партнерство

Социальные партнеры: организации работников и работодателей

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Раздел VII. Участники национального трехстороннего социального диалога.

Б. Социальные партнеры: организации работников и работодателей

Организации работников и работодателей являются ключевыми субъектами регулирования трудовых отношений и развития производственных отношений, что, в свою очередь, способствует стабильности, социальной справедливости и миру.

В случае если в стране действует единая конфедерация профсоюзов и единая конфедерация работодателей, выбор организаций для участия в НТСД не вызывает затруднений.

Однако во многих случаях в странах действует больше одной подобной организации. Иногда такие организации могут выдвигать противоречивые требования. В других случаях они могут сотрудничать между собой и приходить к соглашению, что все они должны принимать участие в трехстороннем диалоге.

1. Критерии представительства

Одна из ключевых сложностей социального диалога заключается в выборе организаций работников и работодателей, которые должны принимать участие в процессе консультаций или переговоров. Такой выбор связан с вопросом «представительства» организаций работников и работодателей.

По мнению руководящих органов МОТ, определение «наиболее представительных организаций» — с целью их участия в процессе трехстороннего взаимодействия и коллективных переговоров – должно базироваться на точных, объективных и заранее установленных критериях во избежание предвзятости и злоупотреблений. Отсутствие четкой процедуры установления критериев представительства ведет к риску политической предвзятости.

Другими словами, такое определение не должно производиться согласно усмотрению правительства. В большинстве случаев критерии представительства устанавливаются законодательно после консультаций с заинтересованными организациями работников и работодателей. Однако в некоторых случаях (не таких многочисленных) такие критерии определяются трехсторонними соглашениями (например, в Чехии).

Предварительное установление точных и объективных критериев для определения представительства организаций работников и работодателей может помочь обозначить рамки, в которых должны действовать социальные партнеры, и избежать споров, связанных с легитимностью любых заключенных соглашений или решений, принятых участниками трехсторонних отношений.

И, наконец, в случае возникновения среди социальных партнеров споров относительно представительства, которые могут помешать процессу социального диалога, такие споры должны решаться независимым и беспристрастным органом.    

Бельгия. Критерии представительства в законе о национальном трехстороннем учреждении

Члены наиболее представительных организаций работодателей в сфере производства, услуг, сельского хозяйства, торговли, ремесел и некоммерческих организаций выбираются на основании двойного списка кандидатов, представленного такими организациями, при условии, что часть кандидатов должна представлять малые и средние предприятия и семейные компании. Действует следующая схема распределения 13 мандатов наиболее представительных организаций работодателей:Восемь мандатов наиболее представительных организаций работодателей, определенных на национальном уровне, представляющих работодателей из абсолютного большинства следующих секторов – промышленность, торговля и услуги – при условии, что представлено также большинство работников;Три мандата по предъявлении Высшим советом для самозанятых лиц и представителей малых и средних предприятий;  Один мандат для наиболее представительной организации работодателей сельскохозяйственного сектора; Один мандат для наиболее представительной организации работодателей национального уровня, представляющей сектор некоммерческих организаций.Члены наиболее представительных организаций работодателей выбираются на основании двойного списка кандидатов, представленного такими организациями. Чтобы рассматриваться в качестве наиболее представительных организаций работодателей, они должны отвечать следующим критериям:быть учреждены на национальном уровне и функционировать на межпрофессиональном уровне;представлять абсолютное большинство секторов и категорий работников частного и государственного секторов при условии, что большинство работников также должны быть представлены;в течение четырех лет до назначения (таких представителей) в их состав должны входить в среднем 125 тыс. платных членов, включая членов аффилированных или дочерних организаций;ставить перед собой цель защиты интересов работников.
Источник: Law of 29 May 1952 on the National Labour Council (Article 2, paras 3 and 4 (excerpts)) as modified notably by the Law of 30 December 2009.
Дополнительные материалы
ILO.2002. La reprecentativite des organisations de travailleurs et d’employeurs en Afrique francophone dans un context comparative (Dakar).Casale, G. 1996. Union Representativeness in a Comparative Perspective, ILO-CEET Working Paper No. 1 (Geneva, ILO). 
Критерии представительства организаций работников и работодателей для участия в трехсторонних консультациях на национальном уровне, применяемые в некоторых странах. Отдельные примеры.Количественные критерии:членство;географический или отраслевой охват;число заключенных коллективных соглашений;результаты профессиональных выборов.
Качественные критерии:
следование демократическим принципам в работе организации;финансовая/организационная независимость;опыт работы (лет);инфраструктуры коммуникаций (веб-сайт, публикации…).
Другие критерии:
членство в международных организациях, в частности МКП и МОГТ;присутствие организации на уровне предприятий или на рабочих местах (для профсоюзов).

2. Легитимность и участие «на равных основаниях»

Представители организаций работников и работодателей должны принимать участие в НТСД «на равных основаниях». Это не всегда требует соблюдения равенства числа представителей (хотя такой вариант страны выбирают чаще всего), но в то же время требует, чтобы точки зрения сторон принимались во внимание в равной степени.  

Организации работников и работодателей должны иметь возможность свободно выбирать членов, которые будут представлять их в ходе консультаций. Профсоюзы не имеют право налагать вето на решение работодателей отправить на трехстороннее совещание того или иного делегата и наоборот. Правительство не имеет право выбирать представителей или требовать, чтобы тот или иной работник или работодатель выступал или не выступал от имени своей организации.

Более того, эффективность трипартизма зависит от легитимности социальных партнеров. Это означает, что руководство организаций работников и работодателей должно внушать доверие. Руководство должно делиться информацией с членами своих организаций. Члены организаций должны иметь возможность заявить о волнующих их вопросах. Организации должны представлять их интересы. Особое внимание должно уделяться представительству женщин, а также отдельных групп, таких как  работники неформального сектора экономики, молодые мужчины и женщины, работники из сельской местности и трудящиеся-мигранты, люди, инфицированные ВИЧ, трудящиеся с ограниченными возможностями здоровья, работники из числа ЛГБТ-сообщества и представители этнических меньшинств.  

Права организаций меньшинств. Позиция руководящих органов МОТ
По мнению руководящих органов МОТ, различия между наиболее представительными и прочими организациями должны ограничиваться признанием некоторых преимущественных прав, например, в целях коллективных переговоров, консультаций с органами власти или назначения делегатов для представительства в международных организациях.
Другими словами, такие различия не должны приводить к лишению профсоюзных организаций, которые не соответствуют критериям наиболее представительных (организаций меньшинств), важнейших средств защиты производственных интересов своих членов, организации собственного руководства и работы и подготовки своих программ, как предусмотрено Конвенцией МОТ № 87.
Источники:ILO. 2006. Freedom of association – Digest of decisions and principles of the Freedom of Association Committee of the Governing Body of the ILO (Geneva), paras 346 -359.ILO. 2012. Giving Globalization a Human Face: General Survey on the fundamental Conventions concerning rights at work in light of the ILO Declaration on Social Justice for a Fail Globalization, 2008, International Labour Conference, 101st Session, Geneva, 2012, paras 96-98. 
Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть