НовостиСоциальное партнерство

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1. Обмен информацией. Консультации.

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Обмен информацией

Обмен информацией является наиболее простым способом реализации социального диалога. Он не предусматривает обсуждения тех или иных вопросов или действий с целью их решения, но вместе с тем является важной отправной точкой для дальнейшей полемики и переговоров.

Широко распространено мнение о том, что обмен информацией не столь важен, как другие формы социального диалога. На самом же деле он может обеспечивать определенные выгоды. Организованный обмен информацией в спокойной обстановке может помочь сторонам услышать мнения друг друга, что может повлечь за собой неофициальные консультации.

Вместе с тем обмен информацией производится и без последующих официальных консультаций и переговоров.

Консультации

Консультации являются наиболее широко распространенной формой реализации национального социального диалога. Данный метол позволяет социальным партнерам не только обмениваться информацией, но и вступать в полемику по тем или иным вопросам. Хотя сами по себе консультации не имеют силы в принятии решений, они могут быть первым этапом в процессе  принятия решений.

Консультации предполагают приглашение других сторон к обмену мнениями и их вовлечение в открытое обсуждение вопросов.

Консультации позволяют правительству получить информацию о возможных социальных реакциях на  обсуждаемые меры или законопроекты, при этом не отказываясь от своего окончательного слова в принятии решений. В то же время консультации дают социальным партнерам возможность напрямую получить информацию о намерениях правительства, а также высказать свое мнение, не разделяя при этом в полной мере ответственности правительства за выбранный политический курс.

Консультации не предполагают подписания каких-либо соглашений, однако они могут приводить к взаимопониманию сторон и разработке ими декларации совместных заявлений, заключений или отчетов. 

В любом случае правительство должно информировать организации работников и работодателей о своих последующих шагах. И действительно, если консультации воспринимаются как «возможность высказаться» и не влекут за собой серьезных обязательств со стороны правительства, то в итоге социальные партнеры потеряют к ним доверие и перестанут оказывать поддержку в их проведении.

Обязано ли правительство отвечать на мнения, высказанные социальными партнерами?

В некоторых странах правительства берут на себя обязательство давать ответы на мнения, высказаны социальными партнерами. В других странах правительства обязаны передать парламентам информацию относительно мнений, высказанных трехсторонними учреждениями в отношении возможных политических мер или законопроектов. Такие обязательства обеспечивают определенные преимущества:

  • они являются хорошим знаком для работников, работодателей и гражданского общества;
  • они усиливают у социальных партнеров ощущение того, что их работа и и х мнение принимаются всерьез, что стимулирует их интерес и мотивацию и в дальнейшем принимать участие в подобных консультациях;
  • они гарантируют, что правительства принимают во внимание различные точки зрения по обсуждаемым вопросам;
  • они способствуют транспарентности.
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Закрыть