НовостиСоциальное партнерство

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Введение

Правительствам, организациям работников и работодателей необходимо проанализировать пределы компетенции учреждения, обеспечивающего Национальный трехсторонний социальный диалог (НТСД), или цели трехстороннего социального диалога на национальном уровне. Предусматривается ли проведение консультаций или переговоров? Какой статус издаваемых им документов?

При формировании системы НТСД правительства, организации работников и работодателей – равно как и другие заинтересованные стороны – могут выбирать один из трех вариантов реализации такого диалога:

  • Форум для обмена информацией, что является простейшей формой социального диалога. Данный вариант предполагает только некоторый уровень доверия между сторонами.
  • Форум для проведения консультаций, что предполагает обмен мнениями в ходе обсуждения того или иного предложения или апробации той или иной политики, в результате чего одна из сторон может принимать решения о пересмотре своей точки зрения. Консультации предполагают, что одна из сторон спрашивает другие стороны об их мнении и дает им  возможность ответить на поставленные вопросы; кроме того, предполагается внимательное рассмотрение полученных ответов.
  • Форум для проведения переговоров, что предполагает обсуждение вопросов сторонами различными или противоречащими интересами с целью достижения соглашения. Переговоры представляют собой наиболее официальную и институционализированную форму социального диалога, предлагающую наличия обязательств сторон.

Условия страны могут включать местные обычаи и традиции в сфере производственных отношений; наличие и квалификацию административных ресурсов; уровень развития; потенциал организаций работников и работодателей.

Любая из указанных моделей социального диалога может быть реализована как в неформальном и несистематическом, так и в формальном и регламентированном виде. Невозможно утверждать, что один или несколько из описанных выше подходов подойдут для того или иного государства. Конкретный способ реализации НТСД зависит от обсуждаемого вопроса, его важности и условий страны.

Неофициальные процедуры часто имеют такое же значение, как и официальные.

Процесс НТСД может в различные периоды времени включать в себя все три возможных варианта. Вместе с тем, если такой диалог начинается на одном уровне – например, с проведения консультаций – он не должен переходить на другой уровень – например, к проведению переговоров – без получения согласия всех сторон.

Это подводит нас к важному принципу: трипартизм и социальный диалог – это добровольные процессы. Они ни в коем случае не могут быть навязаны сторонами.

Существуют различные способы привлечения работников, работодателей и их организаций к такому диалогу. В соответствии с национальными обычаями или практикой такие консультации и сотрудничество должны обеспечиваться или облегчаться добровольными действиями со стороны организаций работодателей и работников; мерами поощрения со стороны государственных органов власти; законодательством; или сочетанием любых этих методов (см. Рекомендацию № 113 о консультациях в отраслевом и национальном масштабе (1960), пункт 3).

Национальный трехсторонний социальный диалог: возможные результаты –

  • Социальные пакты. Трехсторонние соглашения.
  • Трехсторонние саммиты. Трехсторонние декларации. Совместные решения.
  • Руководства. Кодексы поведения. Политические инструменты.
  • Утверждение политических документов (например, национальной политики в сфере занятости или национальной стратегии развития).
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Закрыть