Социальное партнерство

Рекомендация об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран

РЕКОМЕНДАЦИЯ 135

Рекомендация об установлении минимальной заработной платы

с особым учетом развивающихся стран

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 3 июня 1970 года на свою пятьдесят четвертую сессию, принимая во внимание положения Рекомендации 1928 года о процедуре установления минимальной заработной платы, Рекомендации 1951 года о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве и Рекомендации 1951 года о равном вознаграждении, в которых содержатся ценные указания для органов по установлению минимальной заработной платы, учитывая, что опыт последних лет показал важность некоторых дополнительных соображений, касающихся установления минимальной заработной платы, включая принятие критериев, благодаря которым системы минимальной заработной платы станут эффективным средством социальной защиты и составной частью стратегии экономического и социального развития, считая, что установление минимальной заработной платы никоим образом не должно действовать в ущерб осуществлению и развитию свободных коллективных переговоров как метода установления заработной платы более высокой, чем минимум, постановив принять ряд предложений о процедуре установления минимальной заработной платы и связанных с ней проблемах с особым учетом развивающихся стран, что является пятым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму рекомендации, принимает сего двадцать второго дня июня месяца тысяча девятьсот семидесятого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1970 года об установлении минимальной заработной платы:

I. ЦЕЛИ УСТАНОВЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

1. Установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех работников и их семей.

2. Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.

II. КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ

МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

3. При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание, в числе других, следующие критерии:

a)      потребности работников и их семей;

b)      общий уровень заработной платы в стране;

c)      стоимость жизни и изменения в ней;

d)      пособия по социальному обеспечению;

e)      сравнительный уровень жизни других социальных групп;

f)       экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

III. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ

МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

4. Следует свести до минимума число и группы лиц, работающих по найму, не охваченных системой установления минимальной заработной платы в соответствии со статьей 1 Конвенции 1970 года об установлении минимальной заработной платы.

5. 1) Система установления минимальной заработной платы может применяться в отношении работающих по найму лиц, на которых распространяется действие статьи 1 Конвенции, либо путем установления единой общеприменимой минимальной заработной платы, либо путем установления ряда минимальных заработных плат для определенных групп работников.

2) Система установления минимальной заработной платы, основанная на единой минимальной заработной плате:

a)      необязательно не совместима с установлением различных ставок минимальной заработной платы в различных районах или зонах с целью учета различий в стоимости жизни;

b)      не должна причинять ущерба уже принятым или принимаемым в будущем решениям, устанавливающим для определенных групп работников минимальную заработную плату, превышающую общий минимум.

IV. ПРОЦЕДУРА УСТАНОВЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

6. Процедура установления минимальной заработной платы, предусмотренная в статье 4 Конвенции, может иметь различные формы, как например установление минимальной заработной платы путем:

a)      законодательства;

b)      решений компетентного органа власти с включением или без включения формального положения об учете рекомендаций, исходящих от других органов;

c)      решений советов или комиссий по вопросам заработной платы;

d)      решений промышленных или трудовых судов или трибуналов;

e)      придания силы закона положениям коллективных договоров.

7. Консультации, предусмотренные в пункте 2 статьи 4 Конвенции, должны включать, в частности, консультации по следующим вопросам:

a)      отбор и применение критериев для определения уровня минимальной заработной платы;

b)      ставка или ставки минимальной заработной платы, подлежащие определению;

c)      регулирование время от времени ставки или ставок минимальной заработной платы;

d)      проблемы, возникающие при проведении в жизнь законодательства о минимальной заработной плате;

e)      сбор данных и проведение исследований для информирования органов власти, занимающихся установлением минимальной заработной платы.

8. В странах, где созданы органы, которые консультируют компетентные органы власти по вопросам минимальной заработной платы или на которые правительство возложило обязанность решения вопросов о минимальной заработной плате, в процедуре установления минимальной заработной платы, указанной в пункте 3 статьи 4 Конвенции, должны участвовать представители таких органов.

9. Лица, представляющие общие интересы страны, чье участие в процедуре установления минимальной заработной платы предусмотрено в пункте 3 Ь) статьи 4 Конвенции, должны быть независимыми, обладающими надлежащей квалификацией лицами, которыми, в соответствующих условиях, могут быть государственные служащие, несущие ответственность в области взаимоотношений между работодателями и работниками или экономического и социального планирования или политики в социальной и экономической областях.

10. В пределах возможностей страны должны выделяться достаточные средства на сбор статистических и прочих данных, необходимых для аналитических исследований соответствующих экономических факторов, особенно факторов, упомянутых в параграфе 3 настоящей Рекомендации, и их вероятных изменений.

V. РЕГУЛИРОВАНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

11. Минимальная заработная плата должна время от времени регулироваться с учетом изменений в стоимости жизни и других экономических условиях.

12. С этой целью могут проводиться пересмотры ставок минимальной заработной платы с учетом стоимости жизни и других экономических условий либо регулярно, либо когда такой пересмотр считается необходимым в свете изменений индекса стоимости жизни.

13. 1) С целью содействия применению параграфа 11 настоящей Рекомендации, насколько это позволяют национальные ресурсы, должны проводиться периодические обзоры экономических условий в стране, включая тенденции в области доходов на душу населения, производительности труда и занятости, безработицы и неполной занятости.

2) Периодичность таких обзоров должна определяться с учетом условий каждой страны.

VI. ПРОВЕДЕНИЕ В ЖИЗНЬ

14. Меры по эффективному проведению в жизнь всех положений о минимальной заработной плате, как это предусматривается в статье 5 Конвенции, должны включать:

a)      меры по опубликованию положений о минимальной заработной плате на языках или диалектах, понятных работникам, нуждающимся в защите, с учетом, в необходимых случаях, потребностей неграмотных;

b)      использование достаточного числа инспекторов, прошедших надлежащую подготовку и имеющих необходимые полномочия и средства для выполнения своих обязанностей;

c)      соответствующие санкции за нарушение положений, касающихся минимальной заработной платы;

d)      упрощение законодательных положений и процедуры и принятие других соответствующих мер, позволяющих работникам эффективно осуществлять свои права, вытекающие из положений о минимальной заработной плате, включая право на получение сумм, которые могут оказаться недовыплаченными;

e)      участие организаций работодателей иработников в усилиях, направленных на защиту работников от злоупотреблений;

f)        должную защиту работников от преследований.

Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Закрыть