НовостиСоциальное партнерство

Внешние эксперты

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Раздел VII. Участники национального трехстороннего социального диалога.

В. Внешние эксперты 

В некоторых случаях процесс проведения консультаций и переговоров требует привлечения сторонних специалистов, помимо представителей органов государственной власти и социальных партнеров.

Принимая во внимание сложность многих вопросов, обсуждаемых в ходе трехсторонних переговоров, особенно когда идет речь о вопросах технического и юридического характера, ключевое значение для проведения осознанного социального диалога и получения реалистичных результатов имеет подготовка и проведение научно обоснованных исследований соответствующими специалистами. Привлечение знаний независимых экспертов и ученых может помочь принятию более обоснованных решений и разработке эффективных мер в ответ на вопросы, обсуждаемые трехсторонними партнерами.

Каким образом трехсторонние учреждения используют собственный и внешний опыт? Отдельные примеры








Ирландия
В состав Национального экономического и социального совета (НЭСС) Ирландии входят представители организаций работодателей, профсоюзов, сельскохозяйственных и фермерских компаний, местных общественных и добровольных организаций, природоохранных организаций, а также главы правительственных департаментов. Также среди его членов есть независимые эксперты.
Деятельность НЭСС в основном обеспечивается небольшим секретариатом, отвечающим за его техническую поддержку. Секретариат на постоянной основе взаимодействует с восемью независимыми экспертами Совета, каждый из которых обладает богатыми техническими знаниями в области экономики, социальной политики и охраны окружающей среды. Эти эксперты, в свою очередь, обращаются для проведения исследований и получения информации к широкому кругу действующих специалистов. В частности, эксперты содействуют тому, чтобы работа секретариата была основана на данных научных исследований и передовом опыте в вопросах, находящихся на повестке дня Совета. Кроме того, в прошлом Совет обращался к внешним консультантам, например, по вопросам жилищной политики. Однако в НЭСС практика привлечения внешних подрядчиков для проведения исследований применяется нечасто: http://www.nesc.ie


Нидерланды
В Социально-экономическом совете Нидерландов (SER) правительство представлено избираемыми независимыми экспертами, которые представляют важнейшие политические движения и являются специалистами в соответствующих научных и академических областях. Такие эксперты, как правило, не являются сотрудниками Совтеа, обычно они работают в университетах. Время, которое они посвящают работе в Совете, существенно различается в зависимости от конкретного специалиста и периода времени. В среднем они уделяют этому около четырех часов в неделю: http://www.ser.nl





Чили 
Consejo Asesor Presidencial para el Trabajo y la Equidad social представлял собой временно действующий орган, созданный во время президентства Мишель Бачеллет с целью разработки политических рекомендаций для повышения социального равенства. Во главе данного учреждения стоял представитель научного сообщества, а его члены назначались правительством. Большинство из них являлись экспертами в различных технических областях, некоторые же были представителями политических кругов и социальных партнеров. 
Данный орган действовал в течение ограниченного периода времени (около одного года), разработав ряд рекомендаций в сферах, где партнеры могли прийти к консенсусу, и обходя вниманием те вопросы, в которых им не удавалось достичь компромиссных решений. Впоследствии он прекратил свою работу.   

Г. Кто должен представлять организации?

Чтобы обеспечить эффективность социального диалога, социальные партнёры и правительство должны назначать представителей с соответствующими навыками и умением выступать от имени организации в качестве делегатов на консультациях и переговорах.

Иногда необходимо обеспечить присутствие наиболее высокопоставленных представителей сторон – министра, президента или генерального секретаря – особенно во время открытия и закрытия совещаний и в случаях, когда переговоры заходят в тупик.

Когда от имени организаций выступают специалисты, существует опасность, что участники будут стремиться к достижению компромиссного решения, которое со стороны выглядит приемлемым, но при этом может упустить какой-либо важный аспект, с чем не согласились бы избранные демократическим путем лидеры.

Именно поэтому так важно, чтобы все трехсторонние участники переговоров тщательно подходили к вопросу выбора своих представителей, причем речь идет как о высокопоставленных официальных представителях, так и о техническом и административном персонале. Все члены такой делегации должны четко осознавать свои полномочия.

Кроме того, члены делегаций должны проводить регулярные совещания с целью обсуждения вопросов, вынесенных на повестку дня, во избежание разброса мнений и импровизации. Кроме того, они должны быть ознакомлены с результатами социального диалога.

Д. Содействие гендерному балансу 

Женщины часто в недостаточной степени представлены на всех уровнях социального диалога. Это является прямым следствием недостаточного представительства женщин в органах государственной власти, профсоюзах и организациях работодателей. 

ТСД и коллективные переговоры могут быть важнейшими политическими инструментами содействия гендерному равенству в сфере трудовых отношений. Вместе с тем, конструктивные дискуссии и инициативы по вопросам гендерного равенства все еще редко встречаются в национальных советах, обеспечивающих процесс социального диалога, а также в коллективных соглашениях как на отраслевом уровне, так и на уровне предприятий.

Поэтому при создании учреждений НТСД правительствам и социальным партнерам необходимо рассмотреть возможность внедрения политики гендерного равенства и отсутствия дискриминации в целом. Необходимо стимулировать организации к достижению большего гендерного баланса среди представителей соответствующих структур.

Содействие гендерному равенству и отлаженное функционирование социального диалога неразрывно связаны между собой и взаимовыгодны. Данный вопрос более подробно рассматривается в Части II настоящего руководства.

Объединенная Республика Танзания (Занзибар). Устав Консультативного комитета по вопросам труда (2012 года)

Статья 4: «При назначении членов Комитета министр или, в соответствующих случаях, организации работодателей и профсоюзы должны принимать во внимание требование обеспечения гендерного равенства, а также представительства людей с ограниченными возможностями здоровья в его составе».
*Подчеркивание добавлено авторами документа.
Непал. Гендерное равенство и социальный диалог
В декабре 2000 года в Непале был создан Профсоюзный комитет по вопросам обеспечения и продвижения гендерного равенства. Он представляет собой общий форум для отделов по делам женщин трех национальных профсоюзных конфедераций Непала – Всеобщей федерации непальских профсоюзов (ВФНП), Непальского профсоюзного конгресса (НПК) и Демократической конфедерации непальских профсоюзов (ДКНП).С помощью ряда совместных консультаций профсоюзные объединения достигли согласия по десяти общим приоритетным гендерным вопросам в сфере трудовых отношений, с учетом которых они должны были строить свою гендерную политику и стратегию. Эти вопросы были представлены на рассмотрение Федерации непальских торгово-промышленных палат. В итоге процесс диалога начался с обсуждения трех вопросов (сексуальные домогательства, пособия по беременности и ВИЧ/СПИД). Впоследствии такие действия были одобрены Министерством труда и транспорта.В декабре 2012 года все три партнера подписали Совместную декларацию, подтверждающую их готовность участвовать в социальном диалоге в целях продвижения гендерного равенства в Непале.Источник: ILO.2005. Gender Equality and Decent Work: Good Practices at the Workplace, Bureau for Gender Equality (Geneva). 
Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть