Социальный диалог и переход к «зеленой» экономике
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог:
тематические вопросы.
Раздел IХ. Социальный диалог и переход к «зеленой» экономике.
Тесное сотрудничество и социальный диалог между правительством и социальными партнерами важны для перехода к «зеленой» экономике. Эффективный социальный диалог необходим для обеспечения сбалансированной и устойчивой политики занятости и стратегии развития.
Изменение климата и истощение природных ресурсов входят в число самых серьезных глобальных проблем XXI века. Для преодоления угроз, которые несет в себе изменение климата для общества и экономики стран, необходим переход к устойчивой экологически чистой экономике с эффективным использованием ресурсов.
Переход к более «зеленой» экономике несет в себе существенные изменения в моделях производства и потребления на всех уровнях, что повлечет за собой создание, упразднение и перераспределение рабочих мест. Понятие «справедливый переход», которое все чаще используется в дебатах по вопросам климатических изменений, основывается на концепции о том, что переход к более «зеленой», экологически чистой экономике должен быть инклюзивным и что неизбежные издержки такого перехода в контексте занятости и социальных перемен должны нести все субъекты экономики.
Тесное сотрудничество и диалог между правительством и социальными партнерами является ключевым фактором успешного перехода к «зеленой экономике». Социальный диалог – это тот фактор, который позволит разрабатывать эффективные меры по смягчению влияния климатических изменений и создавать стабильные рабочие места и предприятия. Это действенный инструмент анализа последствий политики в области изменения климата для конкурентоспособности, занятости и социальной сплоченности. Эффективный социальный диалог необходим для обеспечения последовательной устойчивой политики в сфере охраны окружающей среды и занятости.
Индия. Многосторонняя целевая рабочая группа по вопросам изменения климата и создания «зеленых» рабочих мест. |
Уровень: национальный.Субъекты: правительство, работники, работодатели и другие заинтересованные стороны.Характер: официальный. Многосторонняя целевая рабочая группа по вопросам изменения климата и создания «зеленых» рабочих мест была сформирована в Индии в 2009 году по инициативе Министерства труда и занятости при поддержке МОТ. Целью рабочей группы является объединение представителей различных государственных департаментов, организаций работников и работодателей, исследовательских институтов и других общественных объединений для решения вопросов политики и разработки стратегий охраны окружающей среды, связанных с занятостью и трудовыми отношениями. Рабочая группа стремится повысить осведомленность о «зеленых» рабочих местах и диалоге среди различных учреждений, оказывая широкую поддержку справедливому переходу к более устойчивой экономике и в то же время помогая улучшить координацию действий между организациями и министерствами и повысить согласованность политических мер. |
Южная Африка. Национальный комитет по вопросам изменения климата. |
Уровень: национальный.Субъекты: правительство, работники, работодатели и другие заинтересованные стороны.Характер: официальный. Национальный комитет, созданный в 1994 году, консультирует правительство по вопросам изменения климата. В 2011 году правительство, социальные партнёры и другие заинтересованные стороны подписали Договор о «зеленой» экономике, который положил начало «зеленому партнерству» с целью построения и развития «зеленой» экономики. Это партнерство является наиболее всеобъемлющей инициативой социального партнерства в сфере «зеленой» экономики в мире. Его целью является создание 300 тысяч рабочих мест в следующие десять лет. В договоре содержатся обязательства каждой из сторон и описывается механизм мониторинга и оценки для обеспечения выполнения поставленных в документе целей. Источники:— ILO. 2011. Green Jobs Programme for Asia and the Pacific, Background Brief No. 1 – August 2011 (Regional Office for Asia and the Pacific);— ILO. 2012. Social dialogue for sustainable development: A review of national and regional experiences (Geneva);— ILO. 2012. Working towards sustainable development: Opportunities for decent work and social inclusion in a green economy (Geneva). |
Экономические и социальные советы (ЭСС) и другие подобные учреждения могут играть важную роль в обсуждении вопросов «зеленой» экономики. ЭСС позволяют собрать вместе представителей правительства, работников, работодателей и других заинтересованных сторон для обсуждения и обмена мнениями по вопросам государственной социальной и экономической политики, в частности касающимся занятости и экологии. С учетом их мандата и ключевых задач ЭСС могут позаботиться о том, чтобы их стратегические рекомендации включали меры и инициативы социальных партнеров в отношении природоохранных стратегий, устойчивого развития и доступа к достойному труду.
Франция. Экономический, социальный и экологический комитет (ЭСЭС) |
Уровень: национальный.Субъекты: правительство, работники, работодатели и другие заинтересованные стороны.Характер: официальный. По мнению Экономического, социального и экологического комитета (ЭСЭС) ответом на климатические, экологические, экономические и социальные проблемы может стать переход к надежному энергоснабжению. Для достижения перехода к более низкоуглеродному и энергосберегающему обществу, которое может быть создано только при условии наличия сильной политической воли, требуется активное участие сторон. ЭСЭС предоставил свои рекомендации относительно энергетической эффективности и перехода к надежному энергоснабжению в двух отчетах: — Переход к надежному энергоснабжению: 2020-2050 годы – построим будущее, проложим дорогу;- Энергетическая эффективность: возможности экономии, приоритетная цель. Рекомендации ЭСЭС по переходу к надежному энергоснабжению (2020-2050 годы) основаны на следующих факторах:переход к надежному энергоснабжению для улучшения социальной и экономической ситуации;пересмотр структуры энергетики;мобилизация заинтересованных сторон и разработка методов решения проблемы изменения климата;разработка дорожной карты развития и продвижения инноваций. Цели повышения энергетической эффективности предусматривают следующее:на уровне сообществ – придание обязательного характера задаче достижения экономии энергии на уровне 20% до 2020 года;на национальном уровне предполагается, что политика энергетической эффективности является частью долгосрочной концепции, основанной на решениях Гренельского форума по защите окружающей среды, и что необходимо воздерживаться от подачи ложных сигналов, которые могут негативно сказаться на процессе. Предложения ЭСЭС в отношении энергетической эффективности охватывают следующие аспекты:жилые дома и строения сектора обслуживания;топливная бедность;промышленность и сельское хозяйство;особенности условий работы зарубежных подразделений. Источник: http://www.lecese.fr |