Внешние эксперты
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Раздел VII. Участники национального трехстороннего социального диалога.
В. Внешние эксперты
В некоторых случаях процесс проведения консультаций и переговоров требует привлечения сторонних специалистов, помимо представителей органов государственной власти и социальных партнеров.
Принимая во внимание сложность многих вопросов, обсуждаемых в ходе трехсторонних переговоров, особенно когда идет речь о вопросах технического и юридического характера, ключевое значение для проведения осознанного социального диалога и получения реалистичных результатов имеет подготовка и проведение научно обоснованных исследований соответствующими специалистами. Привлечение знаний независимых экспертов и ученых может помочь принятию более обоснованных решений и разработке эффективных мер в ответ на вопросы, обсуждаемые трехсторонними партнерами.
Каким образом трехсторонние учреждения используют собственный и внешний опыт? Отдельные примеры | |
Ирландия | В состав Национального экономического и социального совета (НЭСС) Ирландии входят представители организаций работодателей, профсоюзов, сельскохозяйственных и фермерских компаний, местных общественных и добровольных организаций, природоохранных организаций, а также главы правительственных департаментов. Также среди его членов есть независимые эксперты. Деятельность НЭСС в основном обеспечивается небольшим секретариатом, отвечающим за его техническую поддержку. Секретариат на постоянной основе взаимодействует с восемью независимыми экспертами Совета, каждый из которых обладает богатыми техническими знаниями в области экономики, социальной политики и охраны окружающей среды. Эти эксперты, в свою очередь, обращаются для проведения исследований и получения информации к широкому кругу действующих специалистов. В частности, эксперты содействуют тому, чтобы работа секретариата была основана на данных научных исследований и передовом опыте в вопросах, находящихся на повестке дня Совета. Кроме того, в прошлом Совет обращался к внешним консультантам, например, по вопросам жилищной политики. Однако в НЭСС практика привлечения внешних подрядчиков для проведения исследований применяется нечасто: http://www.nesc.ie. |
Нидерланды | В Социально-экономическом совете Нидерландов (SER) правительство представлено избираемыми независимыми экспертами, которые представляют важнейшие политические движения и являются специалистами в соответствующих научных и академических областях. Такие эксперты, как правило, не являются сотрудниками Совтеа, обычно они работают в университетах. Время, которое они посвящают работе в Совете, существенно различается в зависимости от конкретного специалиста и периода времени. В среднем они уделяют этому около четырех часов в неделю: http://www.ser.nl. |
Чили | Consejo Asesor Presidencial para el Trabajo y la Equidad social представлял собой временно действующий орган, созданный во время президентства Мишель Бачеллет с целью разработки политических рекомендаций для повышения социального равенства. Во главе данного учреждения стоял представитель научного сообщества, а его члены назначались правительством. Большинство из них являлись экспертами в различных технических областях, некоторые же были представителями политических кругов и социальных партнеров. Данный орган действовал в течение ограниченного периода времени (около одного года), разработав ряд рекомендаций в сферах, где партнеры могли прийти к консенсусу, и обходя вниманием те вопросы, в которых им не удавалось достичь компромиссных решений. Впоследствии он прекратил свою работу. |
Г. Кто должен представлять организации?
Чтобы обеспечить эффективность социального диалога, социальные партнёры и правительство должны назначать представителей с соответствующими навыками и умением выступать от имени организации в качестве делегатов на консультациях и переговорах.
Иногда необходимо обеспечить присутствие наиболее высокопоставленных представителей сторон – министра, президента или генерального секретаря – особенно во время открытия и закрытия совещаний и в случаях, когда переговоры заходят в тупик.
Когда от имени организаций выступают специалисты, существует опасность, что участники будут стремиться к достижению компромиссного решения, которое со стороны выглядит приемлемым, но при этом может упустить какой-либо важный аспект, с чем не согласились бы избранные демократическим путем лидеры.
Именно поэтому так важно, чтобы все трехсторонние участники переговоров тщательно подходили к вопросу выбора своих представителей, причем речь идет как о высокопоставленных официальных представителях, так и о техническом и административном персонале. Все члены такой делегации должны четко осознавать свои полномочия.
Кроме того, члены делегаций должны проводить регулярные совещания с целью обсуждения вопросов, вынесенных на повестку дня, во избежание разброса мнений и импровизации. Кроме того, они должны быть ознакомлены с результатами социального диалога.
Д. Содействие гендерному балансу
Женщины часто в недостаточной степени представлены на всех уровнях социального диалога. Это является прямым следствием недостаточного представительства женщин в органах государственной власти, профсоюзах и организациях работодателей.
ТСД и коллективные переговоры могут быть важнейшими политическими инструментами содействия гендерному равенству в сфере трудовых отношений. Вместе с тем, конструктивные дискуссии и инициативы по вопросам гендерного равенства все еще редко встречаются в национальных советах, обеспечивающих процесс социального диалога, а также в коллективных соглашениях как на отраслевом уровне, так и на уровне предприятий.
Поэтому при создании учреждений НТСД правительствам и социальным партнерам необходимо рассмотреть возможность внедрения политики гендерного равенства и отсутствия дискриминации в целом. Необходимо стимулировать организации к достижению большего гендерного баланса среди представителей соответствующих структур.
Содействие гендерному равенству и отлаженное функционирование социального диалога неразрывно связаны между собой и взаимовыгодны. Данный вопрос более подробно рассматривается в Части II настоящего руководства.
Объединенная Республика Танзания (Занзибар). Устав Консультативного комитета по вопросам труда (2012 года) |
Статья 4: «При назначении членов Комитета министр или, в соответствующих случаях, организации работодателей и профсоюзы должны принимать во внимание требование обеспечения гендерного равенства, а также представительства людей с ограниченными возможностями здоровья в его составе». *Подчеркивание добавлено авторами документа. |
Непал. Гендерное равенство и социальный диалог |
В декабре 2000 года в Непале был создан Профсоюзный комитет по вопросам обеспечения и продвижения гендерного равенства. Он представляет собой общий форум для отделов по делам женщин трех национальных профсоюзных конфедераций Непала – Всеобщей федерации непальских профсоюзов (ВФНП), Непальского профсоюзного конгресса (НПК) и Демократической конфедерации непальских профсоюзов (ДКНП).С помощью ряда совместных консультаций профсоюзные объединения достигли согласия по десяти общим приоритетным гендерным вопросам в сфере трудовых отношений, с учетом которых они должны были строить свою гендерную политику и стратегию. Эти вопросы были представлены на рассмотрение Федерации непальских торгово-промышленных палат. В итоге процесс диалога начался с обсуждения трех вопросов (сексуальные домогательства, пособия по беременности и ВИЧ/СПИД). Впоследствии такие действия были одобрены Министерством труда и транспорта.В декабре 2012 года все три партнера подписали Совместную декларацию, подтверждающую их готовность участвовать в социальном диалоге в целях продвижения гендерного равенства в Непале.Источник: ILO.2005. Gender Equality and Decent Work: Good Practices at the Workplace, Bureau for Gender Equality (Geneva). |