Что мешает профсоюзам Казахстана успешно защищать права трудящихся?
Что мешает профсоюзам Казахстана успешно защищать права трудящихся?
Понятно, что, несмотря на разные интересы, которые они представляют, взаимодействие государства и профсоюзов должно носить конструктивный характер. Однако в любом случае это не должен быть конструктивизм «соглашательского» свойства, поскольку речь идет о нуждах и чаяниях миллионов людей наемного труда. О сложных моментах, сопряженных с профсоюзным движением в нашей стране, рассуждает генеральный секретарь Казахстанской конфедерации труда (ККТ) Мурат Машкенов.
— Насколько сегодня государственная политика в этой сфере и Трудовой кодекс РК соответствуют базовым принципам социального партнерства, признаваемым международным правом?
— Социальный диалог (такое определение дает Международная организация труда –МОТ – социальному партнерству) включает в себя все виды переговоров или обмена информацией между представителями государства, работодателей и работников или между представителями работодателей и работников по вопросам экономической и социальной политики, представляющим взаимный интерес.
Необходимо отметить, что в основе партнерства (диалога) лежит правовая база, утвержденная мировым сообществом на соответствующих международных конференциях МОТ. К ним относятся Конвенции №87 «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы (1948 года)»; «Конвенция о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров №98 (1949 года)»; Конвенция МОТ №144«О трехсторонних консультациях по международным правовым нормам (1952 год)», а также ряд рекомендаций по их применению. Все указанные конвенции как международные правовые акты ратифицированы Республикой Казахстан, а значит, имеют приоритет перед законами РК – согласно пункту 3 статьи 4 нашей Конституции.
В принятых Казахстаном законах (Конституция, Трудовой кодекс, Закон о профсоюзах), а также в Положении о Республиканской трехсторонней комиссии (РТК) только присутствует упоминание базовых принципов социального партнерства — полномочности, паритетности, равноправия, взаимной ответственности сторон (п.3 статьи 147 ТК РК), которые на практике не реализуются.
Фактическое руководство работой РТК (включая созыв заседаний, формирование повестки дня, регламент деятельности) осуществляется исключительно правительством РК. При этом оно лоббирует интересы только одной из трех республиканских объединений профсоюзов – Федерации профсоюзов Казахстана. В такой избирательности нет ничего удивительного, поскольку, начиная с 1991 года, руководителями ФПК негласно назначаются (хотя должны выбираться) бывшие акимы областей, экс-депутаты парламента. Более того, Уставом этой федерации введен принцип назначения руководителей территориальных объединений профсоюзов во всех регионах Казахстана решением исполкома ФПК.
В настоящее время ФПК полностью отошла от демократических принципов выборности руководителей. Она давно функционирует в режиме ручного управления правительством РК и местными органами исполнительной власти. Применительно к ней нельзя вести речь о соблюдении упомянутой Конвенции №87 и соответствующей нормы Конституции РК. По этой причине ФПК была исключена из состава Международной конфедерации профсоюзов. Позже были разорваны отношения и с Всеобщей конфедерацией профсоюзов СНГ.
Почти во всех конвенциях МОТ, а также в вышеуказанных законах РК есть упоминания о применении трехсторонних консультаций, переговоров, участии сторон в рассмотрении вопросов, касающихся состояния трудовых отношений в регионах, о необходимости обсуждения проектов отдельных законодательных и иных нормативно-правовых актов. Однако выбор повестки дня и регламент работы ФПК определяются правительством без консультаций с другими участниками (по крайней мере, с ККТ и СП «Аманат»), в зависимости от ситуации в регионах Казахстана. Ни о каких обсуждениях проектов государственных планов социально-экономического развития страны (в частности, бюджета) не было и речи.
— Что необходимо сделать для создания единой и стабильно работающей модели социального диалога в Казахстане?
— Поправлю: нам нужна не «модель», а устойчивая «система социального партнерства». Под ней я подразумеваю организацию ряда мероприятий организационного и правового регулирования всех видов трехсторонних и двухсторонних соглашений и договоров, взаимно увязанных между собой. Здесь я не буду «изобретать велосипед», а сделаю акцент на существующих примерах из международной практики. Кстати, многое из того, что я скажу, уже предлагалось мною еще с десяток лет назад руководству государственных органов и профсоюзов.
Перед профсоюзами как официальными представителями работников с принятием Конституции, Трудового кодекса и ряда законов РК, регулирующих трудовые отношения, действительно поставлено немало глобальных задач. В их числе обеспечение социальной стабильности и общественного согласия на основе объективного учета интересов всех слоев казахстанского общества, содействие и обеспечение гарантий прав работников в сфере труда, осуществление их социальной защиты. Более того, деятельность профсоюзов как непосредственных участников процесса социального партнерства ориентирована на выработку предложений по формированию и реализации государственной политики в области социально-трудовых отношений (п.5 статьи 147 ТК РК)
Для решения этих задач профсоюзам предоставлены определенные права и гарантии их деятельности. В частности, согласно Конституции РК, не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений, возложение на них функций государственных органов (п.2 статьи 5); граждане РК имеют право на свободу объединений (п.1 статьи 23 ); они имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей (п.1 статьи 33).
То есть, задачи определены, де-юре права частично предоставлены, а единой системы социального диалога не получилось. Почему? Как обычно, проблема заключается в пресловутых «деталях». В Казахстане отсутствует «механизм» реализации этих продекларированных прав. Такое произошло из-за утраты общественными объединениями, в первую очередь профсоюзами, права законодательной инициативы, права выдвигать своих посланцев в представительные органы власти. Государство сделало ставку на политические партии и исполнительные органы власти, тем самым изолировав (отдалив) самую массовую общественную организацию (профсоюзы) от участия в решении социально-экономических и трудовых вопросов.
— Каким может быть влияние профсоюзов на формирование социальной политики государства?
— Ваш вопрос порождает встречный: а каким образом профсоюзы, являющиеся равноправной стороной социального партнерства (пп.3 п.3 статьи 147 ТК РК), могут влиять на формирование социальной политики, не будучи представленными во власти и не имея права даже совещательного голоса при принятии решений на уровне государства? А значит, в существующую избирательную систему нужно внести коррективы, которые бы позволили вернуть республиканским общественным объединениям работников и работодателей право выдвигать своих людей в представительные органы власти всех уровне, выступать с законодательными инициативами.
Однако, учитывая сложность и продолжительность прохождения процедур, связанных с конституционной реформой, нужно параллельно, не откладывая дело в долгий ящик, укреплять существующий «институт социального партнерства». В первую очередь необходимо начать с республиканской трехсторонней комиссии, утвердить Положение о нем на законодательном уровне (указом президента или законом РК, но не самой РТК) с целью придания ей соответствующего правового статуса. Положение должно содержать: принцип формирования состава РТК и порядок его работы; права и обязанности его членов; порядок принятия и исполнения принятых решений всеми государственными органами и хозяйствующими субъектами РК.
Второе. Нужно утвердить Регламент работы РТК, в том числе установить: а)обязательную процедуру предварительного рассмотрения всех вопросов в профильных рабочих группах РТК; б)ввести институт сопредседателей (координаторов) от всех сторон социального партнерства.
Третье. Следует в законодательном порядке установить обязательную процедуру согласования с РТК всех принимаемых нормативно-правовых актов, постановлений правительства, проектов законов, принимаемых парламентом РК.
Четвертое. Нужно в законодательном порядке предусмотреть включение членов РТК в составы рабочих групп парламента при рассмотрении нормативно-правовых актов по трудовым и социально-экономическим вопросам.
— Выходит, у вашего профсоюзного объединения уже есть конкретные предложения, практическая реализация которых могла бы повысить эффективность работы Республиканской трехсторонней комиссии. И какова же реакция на них со стороны государственных органов? Есть ли надежда на то, что рано или поздно в конце тоннеля забрезжит свет, и государственная политика в отношении профсоюзов начнет меняться?
— Наши предложения могли бы стать отправной точкой реформирования ныне существующей «примерной» модели, а при более тщательной доработке всеми сторонами – и реальной системой социального партнерства в Казахстане.
Логика данного подхода заключается в том, что нормативно-правовая база может стать основой для создания механизма реализации имеющихся прав профсоюзов через систему социального партнерства. Предоставление общественным объединениям (любому юридическому лицу) каких-либо прав должно быть сопряжено с последующей ответственностью и с правовым механизмом их реализации. В противном случае это превратится в банальную декларацию о намерениях. Примером тому могут служить кипы бумажной переписки, пылящиеся в шкафах различных ведомств. По логике чиновников, профсоюзы «могут подождать» до тех пор, пока гром не грянет…
Члены исполкома Казахстанской конфедерации труда уверены: путем реформирования сложившей системы партнерства, сегодня больше похожей на «ситуативный диалог» по «взрывоопасным проблемам», посредством поэтапного изменения не только правовой базы, но самого отношения государства к профсоюзам можно будет сбалансировать основные трудовые и социально-экономические отношения в нашем обществе.
Особую озабоченность у большинства профсоюзного актива Казахстана вызывают многочисленные факты грубого нарушения конституционного права граждан на свободу объединений (п.1 статьи 23 Конституции РК). На это неоднократно обращали внимание не только члены нашей конфедерации и содружества профсоюзов «Аманат», но и эксперты МОТ, не раз посещавшие Казахстан. В первую очередь это касается чиновников местных органов исполнительной власти.
Мы не сторонники принципа «тушения пожаров», мы выступаем за их профилактику. Лучше иметь честных и объективных социальных пртнеров, чем «удобных и исполнительных» клонов под маской защитников интересов человека труда, истинное лицо которых разглядели не только в Казахстане, но и во всем международном профсоюзном движении, не говоря уже о Медународной организации труда. Изменение правил во взаимоотношениях между государством и профсоюзами, наполнение их реальным содержанием будет способствовать не только улучшению имиджа Казахстана в глазах международного профсоюзного сообщества, но и укреплению внутренней стабильности, что всегда было визитной карточкой нашей страны и гарантией поступательного развития нашей государственности.
Автор: Кенже Татиля