Новости

Zhumacase 101. «Пусть потомки узнают …».

Вчера обещал написать этот жумакейс (Ссылка). Если пройдете по ссылкам, то в деталях узнаете всю предысторию. Вы прочитайте, а я сэкономлю время.

Итак, на свое обращение на имя премьер-министра получил ответ — письмо, в котором 17 предложений, из них в 11-ти мне объясняют то, что мне и без них известно, поскольку я поднимаю именно проблему ненадлежащего исполнения Генерального соглашения, далее в 3-х предложениях сообщают мне о начале деятельности рабочей группы куда я вхожу официально, одним предложением упоминают о моих правах, есть предложение ни о чем и только одно предложение действительно информативное. Информация о том, что Федерация профсоюзов Казахстана разработала и направила социальным партнерам проект генерального соглашения на 2024-2026 годы. Желтизна не цвет, желтизна – суть. Это для краткости оценки и тех, и других, кто фигурирует в письме-ответе.

Предлагаю кратко пройтись по действующему Генеральному соглашению 2021-2023 (https://mssi.kz/2022/11/25/). Но прежде хочу подчеркнуть, что оно разрабатывалось в 2020 году на протяжении полугода группой из 9-ти человек, представлявших все три республиканских объединения профсоюзов. Большинство членов рабочей группы были представителями Координационного совета «Yntymaq» (это отдельная история). Я входил в группу от Казахстанской конфедерации труда. После того, как наш проект Генерального соглашения 2021-2023 был внесен в минтруда, совместная деятельность продолжилась в рабочей группе при министерстве, где мы согласованно и дружно отстаивали каждый пункт проекта. Да, было так.

Для краткости остановлюсь только на ключевых (на мой взгляд) разделах и пунктах Генерального соглашения 2021-2023, и вы поймете, что ненадлежащее исполнение правительством своих прямых и косвенных обязанностей привело, мягко говоря, к плачевному состоянию в сфере защиты прав человека труда и развития социального партнерства в целом!

Цитата: «Раздел II. Социальное партнерство. Стороны приняли на себя обязательства по развитию социального партнерства, направленного на:

1) рассмотрение вопросов реформирования института социального партнёрства посредством разработки Закона «О социальном партнёрстве».

Не исполнено. Среди сторон, подписавших Генеральное соглашение только правительство обладает правом на законодательную инициативу!

Цитата: «4) модернизацию Республиканской трёхсторонней комиссии по социальному партнёрству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее – Республиканская комиссия), предусматривающую принятие нового Положения о Республиканской комиссии в соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда».

Не исполнено. Республиканская комиссия до сих пор действует в рамках трехстраничного Положения, принятого в середине 2001 года, в соответствии с Законом «О социальном партнерстве в РК». Вышеназванный закон в 2007 году был поставлен на утрату в связи с принятием Трудового кодекса, который был заменен в 2015 году новым Трудовым кодексом. Прошло более 16-ти лет с тех пор, как произошли первые существенные изменения в законодательстве, но Республиканская комиссия все еще руководствуется устаревшим Положением. Более того, Республиканская комиссия не собирается регулярно, не принимает серьезные решения. Во исполнение данного пункта Казахстанской конфедерацией труда и Содружеством профсоюзов «Аманат» в минтруда неоднократно вносились проекты положений о Республиканской комиссии, которые остались без внимания уполномоченного государственного органа по труду.

Цитата: «8) развитие института двустороннего социального партнерства в соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда, предусматривающего право Сторон (представителей работодателей и работников) на совместное рассмотрение вопросов, оказывающих влияние на благополучие работников и повышение производительности труда».

Не исполнено. Этот вопрос даже не поднимался на уровне правительства. Серьезный провал! Двусторонний социальный диалог мог бы сократить число проблем на предприятиях, предотвратить многие трагедии, снизить накал большинства конфликтов.

Цитата: «Раздел V. Достойные условия и оплата труда. Правительство Республики Казахстан:

1) создаст в первом квартале 2021 года рабочую группу с утверждением Плана работы по проведению консультаций по вопросам ратификации Конвенции Международной организации труда № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран», в том числе по вопросу ежегодной индексации заработной платы;

2) утвердит Дорожную карту по рассмотрению вопроса повышения размера минимальной заработной платы, в том числе путем его ежегодной индексации;

12) изучит международный опыт участия представителей работников на заседаниях органа управления организаций по вопросам, затрагивающим интересы работников, при необходимости подготовит предложения по изменению законодательства».

Думаю, нет необходимости комментировать пункты 1) и 2). Совершенно очевидно – не исполнены! Не исполнено даже в соответствии с Планом действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан (см. пункт 38. https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2200000002).

В 2020 году Координационный совет «YNTYMAQ» при реальной поддержке Казахстанской конфедерации труда освоил методику расчета минимального размера заработной платы, произвел пробные расчеты, получил достоверные результаты, которые были опубликованы в научных журналах. Методика была безвозмездно предложена министерству труда для использования в расчетах! Но минтруда отказалось, и после трех безуспешных (скандальных) попыток найти других исполнителей, способных решить поставленную задачу, в конце концов обратилось за помощью (дорогостоящей) к Всемирному Банку. Международная организация дала платную консультацию, суть которой заключается в том, что «в мире существуют три наиболее распространенные методики». В итоге минтруда бестолково попало в ситуацию: одна из методик, освоенная Координационным советом «YNTYMAQ», дает значение минимального размера заработной платы ниже, чем две альтернативные методики. Неясно, как будет выходить из ситуации минтруда. Срок исполнения поручения истекает через четыре недели.

Что касается пункта 12) то, он чрезвычайно актуален на крупных предприятиях, особенно в горнодобывающей отрасли. Неоспоримым подтверждением служит трагическое событие на шахте имени Костенко корпорации «Arcelor Mittal Temirtau» (это одна из наиболее масштабных трагедий, которое затмило целый ряд несчастных случаев, на других предприятиях страны). Пункт не исполнен, не смотря, на то, что Казахстан взял на себя соответствующие обязательства на международном уроне.

Цитата: «Раздел VI. Социальная политика. Стороны приняли на себя обязательства…» рассмотреть в 2021 году вопросы по улучшению качества жизни работников, в том числе «… о раннем выходе на пенсию работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

По данному пункту я в истекшем месяце дал более 5-ти интервью и написал жумакейс. Думаю, нет смысла повторять. Желающие найдут все материалы. Только за неисполнение данного пункта можно досрочно отправить на пенсию целый ряд чиновников минтруда и их вышестоящих кураторов.

Если вы внимательно прочитали ответ на мое обращение, то министерство признает, что оно «… осуществляет свод и анализ информации о ходе реализации Генерального соглашения», но сетует, что «… информация о ходе реализации Генерального соглашения в Министерство не поступала». Если министр и его заместители беспомощные, то им следует работать там, где не требуется жесткость в отношении исполнения должностных обязанностей. Например, в областных управлениях социального обеспечения населения. Там их навык дадут максимальный эффект.

В минтруда думали, что мало кто дочитает Генеральное соглашение до последней строчки. Есть хороший пункт за номером 17. Советую авторам ответа прочитать и вникнут в его суть. Более того, согласно Положению о Республиканской комиссии, которая практически бездействует, минтруда является ее рабочим органом, соответственно и рабочим органом Генерального соглашения. Очень информативен пункт 5) Раздела VII. Реализация соглашения и контроль за его выполнением: «решения Республиканской комиссии по вопросам, касающимся реализации Соглашения, являются одной из форм реализации настоящего Соглашения». Поэтому, минтруда не сможет уйти от ответственности приговаривая: «моя хата с краю, ничего не знаю»!

Таким образом, я рассмотрел не больше 5% от всего объема Генерального соглашения. Оно достаточно качественно проработанное, сбалансированное в интересах сторон и главное — реформаторское. Но, к сожалению, не исполнено даже на 30%! Министр своим приказом создал рабочую группу. Меня включили в ее состав. Спасибо за доверие. Но я не желаю перед потомками прослыть пробкой в широком смысле этого слова. Кроме того, у меня нет времени заниматься переписыванием уже готового для исполнения правового акта.

Предлагал и предлагаю премьер-министру публично отчитаться лично, но, если не хватает компетенции (такое бывает, и не стоит стыдиться; я тоже много что не знаю), пусть отчитается соответствующий заместитель. Мы внимательно послушаем. Подчеркиваю, не целесообразно тратить деньги и время на обсуждение и принятие нового генерального соглашения. Надо подлить на год срок действующего. Бросить все силы на исполнение хотя бы 50% пунктов, и только после принять новый. Совесть будет чиста.

Я лично отказываюсь участвовать в бесполезной работе. В понедельник напишу на имя министра труда и социальной защиты населения заявление об отзыве своей фамилии из приказа. Готов помогать бескорыстно, но не официально. Иными словами, не отказываюсь помочь тем, кто может и хочет. Вероятно, придется обращение написать повторно, и ждать содержательного ответа по существу поставленных вопросов. Как думаете вы?

Жумакейс отражает позицию организационного комитета республиканской партии «YNTYMAQ».

Всем хороших выходных. Приветствуется конструктивная критика, комментарии и предложения. Особое спасибо за репост.

01.12.2023.

Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть