ООН: нарушения международного права не должны оставаться безнаказанными
Безнаказанность ведет к совершению все новых нарушений международного права и усугубляет многие конфликты и кризисы. Об этом заявила Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет, выступая сегодня на заседании Совета Безопасности, посвященном вопросам ответственности за нарушения международного права.
Заседание состоялось по инициативе Албании, которая в июне председательствует в Совбезе ООН. Вел его премьер-министр этой страны Эди Рама.
По словам Мишель Бачелет, Совет ООН по правам человека в последнее время усилил меры реагирования на серьезные нарушения, которые могут быть квалифицированы как международные преступления.
Речь идет, в частности, об учреждении комиссий по расследованию, результаты работы которых используются международными судами. «Вверенное мне управление оказывает в каждом случае всю необходимую поддержку, чтобы такие механизмы могли работать и чтобы улики собирались в соответствии с самыми высокими стандартами…», – отметила Бачелет.
Читайте также:
Во-вторых, по ее словам, Управление ООН по правам человека вместе с другими учреждениями Организации помогает странам укрепить работу национальных механизмов правосудия, включая программы по репарациям.
В-третьих, как отметила Верховный комиссар, ООН обращает особое внимание на гендерную составляющую в вопросах правосудия. В частности, разработаны специальные рекомендации по анализу гендерных аспектов любых нарушений. «Очень важно привлекать женщин и девочек, как и других пострадавших, к участию в процессе правосудия…», – добавила Бачелет.
Она напомнила, что дебаты в Совете Безопасности призваны усилить роль международного сообщества в вопросе привлечения к ответственности стран и других сторон, нарушивших международное право. В этом контексте она предложила укрепить нормативную базу и принять Конвенцию по предотвращению преступлений против человечности и наказанию за них.
Главная правозащитница ООН призвала Совет Безопасности поддерживать независимые расследования, в том числе регулярно приглашать для доклада участников различных механизмов по расследованию, а также представителей гражданского общества.
В заключение Мишель Бачелет рекомендовала ставить во главу угла интересы пострадавших. «Это не только соответствует критерию справедливости и свидетельствует об уважении прав жертв, во имя которых организуются процессы, – сказала она, – но также помогает выявить и устранить проблемы, которые привели к серьезным нарушениям».
Признание юрисдикции Международного Суда
Председатель Международного Суда ООН Джоан Донохью рассказала членам Совбеза о том, что Суд за 76 лет своей деятельности рассмотрел много споров, которые касаются нанесения увечий гражданским лицам и разрушений в ходе войн. Однако не все самые серьезные злодеяния, по ее словам, подпадают под юрисдикцию международного органа правосудия.
Международный Суд может рассматривать иски и любые встречные иски, если обе стороны признают его юрисдикцию, сказала судья Донохью, выступавшая в режиме видеоконференции из Гааги в Нидерландах, где находится Суд. В других случаях в качестве основания для юрисдикции государства используют заключительные положения конкретных международных конвенций — например, о геноциде или расовой дискриминации.
«Сегодня, когда вооруженные конфликты и массовые зверства продолжают приносить страдания в различных частях мира, я пользуюсь этой возможностью, чтобы напомнить государствам-членам, что Суд может содействовать привлечению к ответственности только в той мере, в какой государства-члены предоставляют ему на это полномочия», — заявила председатель Суда.
Необходимо разработать Конвенцию о преступлениях против человечности
Председатель Международного Суда ООН призвала разработать Конвенцию по предотвращению преступлений против человечности и наказанию за них. С этой же инициативой выступила и Верховный комиссар ООН. «Принятие конвенции о преступлениях против человечности было бы одним из способов привлечения к ответственности всех, кто виновен в нарушениях некоторых из наиболее фундаментальных обязательств, закрепленных в международном праве», — заявила Председатель Международного Суда ООН.
«Суд готов решать любые споры, в отношении которых он имел бы юрисдикцию на основе такой конвенции», – добавила Джоан Донохью.
Профессор международного публичного права Оксфордского университета Дапо Аканде поддержал этот призыв. По его мнению, принятие такой конвенции обеспечит инструменты наказания за преступления против человечности, равные тем, которые прописаны в документах, касающихся геноцида и военных преступлений.
Агрессия
Дапо Аканде заявил, что еще одно международное преступление – агрессия – часто также остается без внимания. «Для укрепления нормативной базы в отношении ответственности за все международные преступления, государствам следует рассмотреть вопрос о ратификации поправок об агрессии с тем, чтобы Международный уголовный суд мог осуществлять юрисдикцию в отношении этого международного преступления», — сказал Дапо Аканде.
Международный уголовный суд – независимый постоянно действующий судебный орган. Юрисдикция Суда ограничена преступлениями геноцида, преступлениями против человечности и военными преступлениями. В 2018 году вступили в силу поправки к Римскому статуту о преступлениях, связанных с агрессией. Но не все государства их ратифицировали.
Что касается Международного Суда ООН, то он является одним из шести главных органов ООН. Это — единственный международный судебный орган универсального характера, разрешающий споры между государствами.