НовостиСоциальное партнерство

Социальный диалог и неформальная экономика.

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог: 

тематические вопросы. 

Раздел VI. Социальный диалог и неформальная экономика.

В настоящее время значительная часть рабочей силы в мире зарабатывает с помощью трудовой деятельности, по закону или на практике не охваченной формальной экономикой. Существует острая необходимость решения проблемы организации достойного труда в неформальном секторе экономики по четырем ключевым направлениям: занятость, права работников, социальная защита и представительство. Социальный диалог – необходимый инструмент демократического управления и реализации политики, содействующей переходу от неформальной экономики к формальной. Тем не менее, представление интересов работников неформального сектора экономики по-прежнему является серьезным вызовом.

Термин «неформальная экономика» относится ко всем  видам хозяйственной деятельности, занятость в ней работников и хозяйственных единиц – по закону или на практике – не регулируется или в недостаточной мере регулируется официальными договоренностями. На сегодняшний день значительная доля работников в мире зарабатывают себе на жизнь таким образом. В частности, в развивающихся странах в неформальном секторе экономики занято от 35 до 90% всего работающего населения, причем значительная доля этого числа приходится на работников сельскохозяйственного сектора и трудящихся-мигрантов. 

Работники неформального сектора экономики особо уязвимы из-за отсутствия у них права голоса и представителей, которые дали бы им возможность требовать улучшения условий труда, расширения возможностей трудоустройства, обеспечения гендерного равенства и социальных выплат.

В 2002 году МОТ приняла резолюцию в отношении достойного труда и неформальной экономики, которая представляла собой всеобъемлющую трехстороннюю платформу для совместной работы представителей правительств, организаций работников и работодателей всех государств – членов МОТ. В данном документе говорилось о необходимости устранения проблем в обеспечении достойного труда в неформальном секторе экономики в четырех ключевых сферах: обеспечение занятости, права работников, социальная защита и представительство. Упомянутая резолюция позднее была закреплена в Декларации МОТ 2008 года о социальной справедливости, в которой говорится о том, что четыре стратегические задачи, лежащие в основе программы достойного труда, «неразрывно связаны между собой, взаимозависимы и взаимодополняемы».

Глобальный пакт о рабочих местах 2009 года
В 2009 году МОТ приняла Глобальный пакт о рабочих местах, в котором работники, задействованные в неформальном секторе экономики, были определены как одна из категорий работников, наиболее уязвимых перед кризисом, и в котором были предусмотрены политические меры, направленные на смягчение влияния кризиса и ускорение восстановления экономики. Указанные политические меры предусматривали внедрение механизмов гарантии занятости, целевых программ обеспечения занятости, общественных работ, поддержку микро- и малых предприятий и содействие установлению минимальных уровней социальной защиты.
Источник: МОТ, 2009 год. Выход из кризиса: Глобальный пакт о рабочих местах. Международная конференция труда, 98-я сессия, Женева, 2009.

Социальный диалог представляет собой необходимый инструмент демократического управления и осуществления политики, направленной на переход к формальной экономике. Однако его эффективность зависит, в частности, от того, насколько сильные организации работодателей и работников в нем участвуют. Обеспечение представительства работников неформального сектора остается нерешенной проблемой. 

Без должного представительства эти работники не имеют доступа к ряду основополагающих прав в сфере труда. В некоторых странах (например, в Венгрии и Ирландии) социальные партнеры принимали участие в обсуждении различных вопросов неформальной экономики, таких как решение проблемы неофициальной занятости, на национальном уровне.

  • В Южной Африке вступила в силу политика, направленная на поддержку работников неформальной экономики, предусматривающая, в частности, проведение регулярного диалога с представителями сектора неформальной экономики и развитие потенциала организаций данного сектора.
  • В Гане в двух районах были созданы учреждения местного уровня для построения социального диалога между представителями местных органов власти, должностными лицами выборного законодательного собрания, представителями малых и средних предприятий (МСП) и организаций гражданского общества. проект предусматривает расширение доступа к кредитованию МСП, а также увеличение социального обеспечения и пенсионных выплат работникам неформального сектора экономики.
  • Принятый в Индии Национальный закон о гарантиях занятости в сельской местности имени Махатмы Ганди стал первым законом, предусматривающим регулирование сферы занятости в неорганизованных секторах. В нем содержится амбициозная программа, в которой применяется основанный на соблюдении прав человека подход к развитию и обеспечению доходов домашних хозяйств в сельской местности посредством введения гарантированной оплачиваемой занятости, принятия мер по преодолению миграции из сельских районов в городские из-за бедственного положения и создания долгосрочных активов.
  • В течение 2004-2007 годов в Турции при поддержке со стороны проекта ЕС-МОТ в средствах массовой информации прошли трехсторонние обсуждения, направленные на повышение осведомленности общественности о рисках неформальной экономики, и были разработаны меры, стимулирующие регистрацию работающих, при помощи подготовки пособий по вопросам регистрации, включающих ссылки на муниципальные нормативные акты, касающиеся деятельности предприятий. 

Чтобы способствовать сокращению сектора неформальной экономики, социальные партнеры должны сыграть ключевую роль в определении проблем в сфере труда и нехватки навыков, определяющих спрос и предложение на рынке труда в отношении трудящихся-мигрантов. Поиск консенсуса для координации политики в сфере миграции и в сфере занятости посредством социального диалога и разработка долгосрочных стратегий согласования спроса и предложения на рынке труда с более высокой вероятностью способны привести к выполнению таких стратегий работодателями и работниками, поскольку они большей частью применяются на рабочих местах. 

Как показывает пример ниже, социальный диалог может также затрагивать конкретные секторы с высоким уровнем неформальных отношений, например сектор домашней работы.

Институциональные основы социального диалога в неформальной экономике. Филиппины

Филиппины создали институциональные основы социального диалога по вопросам домашнего труда, которые способствуют коллективной организации и представительности; они дали ощутимые результаты в области регулирования вопросов труда в неформальной экономике на основе консенсуса.
Правительство, профсоюзы и объединения домашних работников, а также организации работодателей сформировали техническую рабочую группу по домашнему труду, которая обсуждает и реализует меры, направленные на улучшение условий труда домашних работников в стране и за рубежом. Эта группа является форумом для обсуждения вопросов внесения необходимых поправок в законодательство; она участвовала в подготовке законопроекта о домашнем труде, который проходит последние этапы слушания в Конгрессе.
В 2012 году Филиппины одними из первых ратифицировали Конвенцию МОТ 2011 года о домашних работниках (№189).

Основы диагностики МОТ для анализа процессов и определяющих факторов информализации. Семь ключевых политических мер.


Переход к формальной экономике 

Стратегия роста и создания рабочих мест

Нормативная база, включая МТН и основные права
Организация, представительство и социальный диалог
Равенство: пол, этническая принадлежность, раса, каста, степень трудоспособности, возраст
Предпринимательство, навыки, финансы, управление, доступ к рынкам
Расширение социального обеспечения, социальной защиты и социальных выплат
Стратегия местного развития (сельских и городских районов)
Источник: МОТ, 2010. Политика в сфере занятости, во имя социальной справедливости и справедливой глобализации; Доклад о периодически обсуждаемых вопросах по проблемам занятости, Доклад VI, Международная конференция труда, 99-я сессия, Женева, 2010.
Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть