Трехсторонний социальный диалог на региональном уровне
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Приложение. Трехсторонний социальный диалог на региональном уровне.
Социальный диалог может происходить не только на национальном, но и на других уровнях, в том числе на региональном. Под региональным уровнем может пониматься как субнациональный уровень (например, в случае федеральных единиц с высокой степенью автономности), так и международный уровень.
Хотя настоящее руководство посвящено вопросам национального трехстороннего социального диалога, ниже мы кратко рассмотрим аспекты социального диалога на региональном уровне, поскольку региональный социальный диалог может оказывать влияние на трехсторонние консультации и переговоры на национальном уровне и наоборот.
А. Субнациональный уровень (провинциальный, областной, местный)
Трехсторонний социальный диалог на субнациональном/региональном уровне происходит в различных регионах мира. В зависимости от национального законодательства, конституционного строя государства и разделения полномочий между органами власти на центральном и региональном уровнях трехсторонний социальный диалог на региональном уровне может принимать различные формы.
1. Польша
В июле 2001 года региональный социальный диалог в Польше был закреплен Законом о трехсторонней комиссии по социальным и экономическим вопросам и комиссиях воеводств по вопросам социального диалога. Данный закон предусматривал создание региональных комиссий по вопросам социального диалога, включающих представителей региональных отделений наиболее представительных организаций работников и работодателей, регионального правительства и центрального правительства в воеводстве (то есть в регионе). Представители районов и муниципалитетов в том или ином регионе также приглашаются к участию в совещаниях региональных комиссий в соответствии с указом кабинета министров от 22 февраля 2002 года. Указом предусмотрено, что совещания таких региональных комиссий должны проводиться не реже одного раза в квартал.
Законодательно региональным комиссиям предоставляется право формулировать заключения в отношении всех вопросов, которые входят в сферу компетенции организации работников и работодателей, поскольку они относятся к полномочиям государственной администрации и местных органов власти в регионе. Соответственно возможный список тем, которые могут рассматриваться региональными комиссиями, широк и разнообразен и включает в себя все экономические и социальные вопросы, связанные с региональным развитием (например, вопросы занятости, карьерного роста, социального обеспечения и инфраструктуры и т.д.). На практике с региональными комиссиями проводятся консультации в отношении политики и документов, связанных с вопросами регионального и местного значения, перед их принятием центральными или региональными органами государственной власти. Это касается также программ в области развития, финансируемых структурными фондами Европейского Союза.
С 2003 года в сферу компетенции региональных комиссий п вопросам социального диалога входят также вопросы производственных отношений. Кроме того, комиссии отслеживают случаи заключения коллективных договоров между работодателем и представителем работников (при отсутствии профсоюзов) с нарушением норм законодательства, которые оправдываются плохим финансовым положением компании.
При проведении оценки стратегий и документов, представляемых региональными органами власти, региональные комиссии по вопросам социального диалога стараются согласовать социальные и экономические интересы работодателей, работников и широкой общественности. В такой роли они несут основную ответственность за обеспечение стабильности и социальной сплоченности на региональном и местном уровнях, что является предпосылкой гармоничного регионального развития. На сегодняшний день региональным комиссиям удалось уладить конфликты во многих регионах. Однако в каждом отдельном воеводстве Польши культура социального диалога все еще не до конца сформирована.
Помимо функции продвижения культуры участия и координации политики на субнациональном уровне региональные комиссии также внесли свой вклад в борьбу с коррупцией, что способствовало повышению прозрачности управления государственными делами на региональном и местном уровнях. Формально 16 действующих комиссий выполняют консультативную функцию. Их работа получила высокую оценку социальных партнеров и региональных органов государственной власти.
2. Перу
Министерство труда и содействия занятости Перу поставило перед собой цель поощрять расширение трипартизма и социального диалога на национальном уровне. Одна из структурных подразделений министерства – Национальный совет по труду и содействию занятости – отвечает за продвижение и расширение трехстороннего социального диалога во всех регионах страны, следуя модели, которая была использована на национальном уровне.
За последние 10 лет удалось добиться существенных результатов в институционализации социального диалога на региональном уровне. Были созданы 16 региональных трехсторонних советов по труду и содействию занятости. В большинстве случаев – помимо представителей правительства, организаций работников и работодателей – в состав таких региональных советов входят также представители «других заинтересованных сторон» (научных кругов, организаций гражданского общества и т.д.).
Начиная с 2005 года работа указанных советов происходит в рамках Плана непрерывного обучения и укрепления социальных партнеров, целью которого является содействие удовлетворению потребности в развитии культуры эффективного и своевременного диалога как основы демократического управления и стабильности.
Министерство труда Перу стремится найти способы развития сотрудничества и координации деятельности Национального совета по труду и содействию занятости и его 16 региональных подразделений. Вследствие этого в каждом регионе был реализован ряд программ и проектов, направленных на решение, в частности, следующих вопросов:
- повышение среди социальных партнеров понимания ключевой роли трехстороннего социального диалога в решении вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на региональном уровне;
- решение правовых и технических вопросов, связанных с созданием в регионе форума для проведения социального диалога;
- выявление возможных препятствий на пути построения социального диалога на региональном уровне;
- расширение знаний социальных партнеров в отношении методики и стратегий социального диалога;
- определение потребностей в обучении;
- установление уровней координации между техническим секретариатом Национального совета по труду и содействию занятости и региональными органами власти.
Региональными социальными партнерами были определены механизмы, которые могут способствовать более эффективной координации работы региональных советов с деятельностью Национального совета по труду и содействию занятости, а именно:
- организация консультативно-координационных комитетов для различных уровней социального диалога;
- выбор региональных представителей для участия в работе Национального совета;
- организация отраслевых рабочих комитетов;
- регулярное представление отчетности учреждениями;
- участие региональных представителей в заседаниях Национального совета посредством видеоконференций.
Регион Укаяли (Перу). Региональный трехсторонний совет по труду и содействию занятости |
Трехсторонний совет по труду и содействию занятости, созданный в регионе Укаяли в 2001 году, является первым форумом для трехстороннего социального диалога на региональном уровне в Перу. В составе Совета действует шесть технических комитетов: по вопросам труда, занятости, профессионального образования, социального обеспечения, регуляторной политики и принудительного труда в лесозаготовительном секторе.Региональный совет призван решать следующие вопросы: проблемы в секторах лесного хозяйства и портов; принудительный труд в лесозаготовительном секторе; несоблюдение систем оплаты труда в сфере гражданского строительства; гигиена и безопасность труда; вопросы детского труда; нарушение прав трудящихся в сельскохозяйственном и транспортном секторах; неформальный сектор экономики; низкий уровень производительности в различных отраслях в регионе; более эффективная координация возможностей системы образования с производственными потребностями в регионе; дифференцированный уровень минимального вознаграждения и т.д. |
Источники и дополнительные материалы |
Ministerio de Trabajo y Promocion dej Empleo. 2010. Dialogo socio laboral a nivel regional (2001-2009), Peru (Lima).Ministerio de Trabajo y Promocion dej Empleo. 2011. Institucionalizacion del dialogo socio laboral regional (2008-2010), Peru (Lima). |
3. Индия
Индия имеет большой опыт развития трехстороннего социального диалога, который строился в соответствии с моделью МОТ. Ключевые решения в отношении занятости, труда, производственных отношений и законодательства принимаются после проведения трехсторонних переговоров в рамках различных форумов. По состоянию на 2013 год в Индии действуют 44 трехсторонних органа/комитета на национальном уровне, в том числе Индийская конференция труда, Постоянный комитет по труду, Специальный трехсторонний комитет (который был создан в 1991 году для проведения консультаций по вопросам структурных реформ), отраслевые комитеты и Консультативный комитет по фондам социального обеспечения.
На государственном уровне действуют такие трехсторонние органы, как Государственный консультативный комитет по труду (ГККТ) и трехсторонние комиссии по вопросам минимальной заработной платы. В некоторых штатах, например в Керале, действуют отраслевые трехсторонние комиссии, играющие важную роль. В штатах Махараштра и Тамилнад действуют комитеты по вопросам занятости, заработной платы и условий труда, а также отдельные комитеты для некоторых профессий с низким уровнем оплаты труда, например грузчиков (mathadi).
ГККТ — это основной трехсторонний орган, действующий в штате Западная Бенгалия. На его повестке дня стоят вопросы, которые не удалось решить другим органам, и ГККТ предлагает возможные пути решения. Данный орган был создан много лет назад с целью поддержания социального мира и стабильности, в частности «для предоставления правительству штата рекомендаций по всем вопросам, связанным с трудовыми отношениями, которые могут быть представлены на его рассмотрение министром труда». В состав данного трехстороннего органа входят 3 членов, а его председателем выступает министр труда. На практике главной функцией комитета является проведение ежегодных совещаний для выработки рекомендаций в отношении выплаты премиальных вознаграждений работникам различных предприятий. Хотя выплата премий предусмотрена законом, работодатели обычно соглашаются выплачивать их в минимальном размере – 8,33% от заработной платы за год. Максимальный размер премий, предусмотренный законом, составляет 20%. Таким образом, правительство рекомендует работодателям платить работникам «не меньше, чем они платили в прошлом году», и требует осуществления выплат в установленные сроки.
Правительство штата называет любые правительственные вмешательства в урегулирование споров трипартизмом. В этой связи предполагается также заключение отраслевых соглашений, например для отрасли машиностроения и производства чая. Не предусмотренные законодательно инициативы в рамках диалога обычно осуществляются различными торговыми палатами, которые время от времени проводят встречи и обсуждения между собой, а также с участием представителей правительства и профсоюзов, по различным вопросам. Перечень некоторых проведенных переговоров по вопросам труда отражает как обеспокоенность некоторыми вопросами, так и поддержку нововведений.
Источники и дополнительные материалы |
Sen, R. 2010. Industrial Relations: Text and Cases, MacMillan India.Sen, R. 2009. The Evolution of Industrial Relations in West Bengal, ILO Asia-Pacific Working Paper Series, South Asia Office (New Delhi, ILO).Venkata Ratnam, C.S. 2006. Industrial Relations (Delhi, Oxford University Press). |