НовостиСоциальное партнерство

Какое содействие может оказать Международное бюро труда?

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Раздел Х. Какое содействие может оказать Международное бюро труда?

А. МОТ, трипартизм и социальный диалог

С момента создания МОТ в 1919 году трехсторонний социальный диалог является одним из основополагающих принципов деятельности организации. Структура и основные функции МОТ построены на трипартизме. МОТ – единственный «трехсторонний» орган в структуре Организации Объединенных наций. На сегодняшний день организация представляет собой наиболее продвинутый и институционализированный глобальный форум для социального диалога, обеспечивающий уникальную платформу для трехстороннего сотрудничества между представителями правительств, организаций работников и работодателей. 

Важная роль социального диалога и трипартизма в работе МОТ определена в филадельфийской декларации 1944 года. С тех пор значение данных факторов было подчеркнуто в ряде документов, в том числе в Резолюции 2002 года о трипартизме и социальном диалоге, в Декларации 2008 года о социальной справедливости в целях справедливой глобализации и в Глобальном пакте о рабочих местах 2009 года.

Данный компонент включен в одну из четырех стратегических задач МОТ:

  •  содействовать применению норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда;
  • создавать более широкие возможности для женщин и мужчин в плане обеспечения достойных рабочих мест и доходов;
  • расширять охват и повышать эффективность социальной защиты для всех;
  • укреплять трипартизм и социальный диалог.

Эти четыре задачи неразрывно связаны между собой и лежат в основе концепции достойного труда МОТ.

Трипартизм в структуре и функциях МОТ
Следует отметить, что МКТ и Административный совет МОТ имеют трехстороннюю структуру, однако Международное бюро труда – нет. В МБТ работают международные служащие, которые не зависят ни от правительств своих стран, ни от каких-либо других сторон.
Тем не менее, в состав МБТ входят два Бюро – в интересах деятельности трудящихся (ACTRAV) и в интересах деятельности работодателей (ACT/EMP), сотрудниками которых в основном являются эксперты, представляющие организации работников и работодателей. Роль Бюро в интересах деятельности трудящихся и работодателей утверждена в Резолюции о трипартизме и социальном диалоге, в которой указано, что МБТ должно «признать уникальные функции и роль Бюро в интересах деятельности работодателей и трудящихся МБТ, расширяя их возможности по оказанию услуг организациям работодателей и трудящихся».

Б. Техническая поддержка, укрепление потенциала и обучение

Социальный диалог и трехсторонние консультации являются проверенными методами разрешения конфликтных ситуаций, разработки эффективной политики и действенных реформ. Именно поэтому укрепление потенциала задействованных сторон для участия в переговорах на национальном, региональном и глобальном уровнях является ключом к сохранению актуальности мандата МОТ.
МОТ может помочь правительствам, организациям работников и работодателей в инициировании и совершенствовании НТСД, главным образом в форме наращивания потенциала и разработки стандартов, технического сотрудничества и рекомендаций по формированию политики, а также подготовки и распространения материалов об опыте и уроках, извлеченных в ходе построения НТСД.

Техническая поддержка в данной сфере направлена на формирование сильных и действенных учреждений и процедур осуществления социального диалога и на укрепление потенциала организаций работников и работодателей.

Другие составляющие технического сотрудничества также важны для построения и укрепления трипартизма и социального диалога на национальном уровне: 

  • содействие ратификации и внедрению международных трудовых норм;
  • содействие регулированию трудовых отношений таким образом, чтобы министерства труда и другие органы государственно власти могли более эффективно координировать процесс социального диалога и участвовать в нем;
  • содействие модернизации и реформированию законодательства в сфере труда.

В ряде стран, например в Афганистане, Намибии, Южной Африки и Шри-Ланке, МОТ содействовала началу дискуссий с целью поиска оптимального решения для институционализации трехстороннего диалога по вопросам применения трудовых норм посредством национальных трехсторонних органов, их специальных подкомитетов, специальных трудовых инспекций и трехсторонних органов по безопасности и гигиене труда на национальном и местном уровнях.
Источник: Rychly, L. 2013. Ministries of Labour: Comparative Overview – Database, Organograms, ILO Action, LAB/ADMIN Working Document No. 27 (Geneva, ILO).

Продвижение НТСД в качестве инструмента определения и достижения целей национального и международного развития является приоритетной задачей Департамента управления, руководства и трипартизма МОТ. Ключевую роль в достижении этих целей играют Бюро в интересах деятельности трудящихся (ACTRAV) и Бюро в интересах деятельности работодателей (ACT/EMP), реализуя свои программы сотрудничества, направленные на развитие потенциала соответственно организаций работников и работодателей. 

PRODIAF
Программа МОТ PRODIAF (Программа содействия социальному диалогу во франкоязычных странах Африки) осуществлялась в период с 1998 по 2010 годы. Программа реализовывалась при финансовой поддержке правительств Бельгии и Франции и охватывала 22 страны, а также субрегиональные учреждения в Западной Африке (ЗАЭВС), Центральной Африке (ЦАЭВС) и в районе Великих озер.
Основной задачей данной программы было оказание помощи франкоязычным странам Африки и укреплении структур трехстороннего партнерства на национальном и субрегиональном уровнях. Кроме того, программа давала возможность правительствам и социальным партнерам провести оценку действующих систем социального диалога и трехстороннего сотрудничества и при необходимости вместе проанализировать возможные меры для усовершенствования, изменения и укрепления таких систем.
Уроки, извлеченные в результате реализации PRODIAF
Настоящая сложность построения и развития социального диалога связана, скорее, с человеческими, а не техническими факторами.Содействие социальному диалогу требует политической воли, которая бы позволила привлекать политических лидеров к решению основополагающих вопросов.Развитие социального диалога, а также соответствующих программ, систем управления и оценки должно иметь четкие, ясные и согласованные теоретические и концептуальные основы.Необходимыми условиями стабильной работы действенных учреждений социального диалога является повышение квалификации и непрерывное обучение.Не существует универсальной модели построения социального диалога.Социальный диалог является не самоцелью, а средством развития трипартизма, совершенствования управления, а также социального и экономического развития.
Источники:ILO. 2010. Promotion of social dialogue programme in Africa (PRODIAF III) (Final Evaluation Summary) (Geneva).ILO. 2011. Compilation of African experiences on social dialogue, DIALOGUE (Geneva).
Страновые программы достойного труда МОТОтдельные задачи в отношении социального диалога и трипартизма(в период с 2010 по 2015 годы)
Африка
Ботсвана
Создание эффективного национального института социального диалога и укрепления потенциала социальных партнеров по оказанию действенного влияния на социальную и экономическую политику.
Южная АфрикаУкрепление институтов социального диалога и регулирования трудовых отношений для приведения их работы в соответствие с международными трудовыми нормами (МТН).

Маврикий
Создание национального трехстороннего форума; сокращение количества трудовых споров на 10% до 2014 года путем расширения диалога между социальными партнерами; увеличение количества коллективных договоров.
Северная и Южная Америка
Багамские острова
Обеспечение институционализации трехстороннего диалога на отраслевом и национальном уровнях с целью формирования политики; внедрение программ обучения, принимающих во внимание изменяющиеся потребности рынка труда; содействие межотраслевому и многостороннему стратегическому диалогу по вопросам экономического и социального развития с привлечением участников трехстороннего партнерства.

Белиз
Проведение обучающих мероприятий для ключевых сотрудников по теоретическим и практическим вопросам социального диалога и трипартизма; разработка масштабной информационной компании на тему достойного труда и социального диалога, охватывающей максимально широкую аудиторию.

Гайана
Проведение обучающих семинаров для участников трехстороннего партнерства по приоритетным вопросам (таким, как гигиена и безопасность труда, детский труд, ВИЧ/СПИД, производственные отношения, построение доверительных отношений, национальное законодательство и международные трудовые нормы).
Арабские государства

Оман

Учреждение национального консультативного трехстороннего комитета и создание независимых профсоюзных структур на уровне предприятий.
Азиатско – Тихоокеанский регион
Афгани — стан
Создание национальной трехсторонней комиссии, в которой как минимум 20% сотрудников составляли бы женщины, и обеспечение проведения по меньшей мере трех совещаний комиссии до 2015 года. 
КамбоджаРазработка обучающей программы для сотрудников Министерства труда (MOLVT) по эффективному проведению коллективных переговоров; укрепление потенциала трехстороннего консультативного комитета с целью эффективной реализации его мандата.
ПакистанПроведение исследований и информационно-пропагандистских мероприятий с целью расширения учитывающий гендерный фактор базы знаний и потенциала организаций работников и работодателей; укрепление потенциала мужчин и женщин из числа работодателей в сфере социального диалога.
Европа и Центральная АзияРеспублика МолдоваРазвитие правовых и институциональных предпосылок для функционирования социального диалога путем укрепления потенциала трехсторонних директивных органов в целях продвижения эффективных механизмов коллективных переговоров.
УкраинаУкрепление регионального социального диалога и координации между национальными и территориальными институтами социального диалога.
Босния и Герцего — винаУкрепление социального диалога путем создания действенного экономического и социального совета на государственном уровне.

В. Техническая поддержка в связи с применением Конвенции МОТ № 144

МОТ может помочь трехсторонним участникам, заинтересованным в ратификации и применении Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях для содействия применению международных правовых норм (№ 144), разными способами. В частности, МОТ может:

  • Предоставить информационные материалы и способствовать организации семинаров и обсуждений, чтобы помочь организациям работодателей и работников, а также правительствам лучше понять суть Конвенции № 144;
  • Оказать техническую поддержку представителям государства с целью ратификации Конвенции № 144;
  • Предоставить техническую помощь в создании механизма консультаций;
  • Помочь правительству в выполнении требования о направлении докладов в соответствии с Уставом МОТ;
  • Оказать содействие организациям работодателей и работников, а также представителям государства в организации обучения, которое позволит им принимать полноценное участие в процессе трехсторонних консультаций;
  • Направить информацию и организовать обучение в целях более широкого учета гендерных факторов в рамках трехсторонних механизмов и процессов;
  • Поделиться с государствами-членами международным опытом МОТ в области выполнения данной конвенции.

Влияние Конвенции МОТ № 144
Во многих регионах мира были созданы новые органы, деятельность которых была направлена на обеспечение трехсторонних консультаций (в частности, Бангладеш, Колумбии, Иордании, Кении и Кувейте).
Помимо обсуждения вопросов, связанных со стандартами МОТ, эти органы рассматривают вопросы, относящиеся к установлению размеров минимальной заработной платы и основополагающим принципам и правам на рабочем месте. В странах, где уже действовали трехсторонние учреждения, применение Конвенции № 144 помогло повысить эффективность процедур социального диалога путем приглашения социальных партнеров к обсуждению докладов МОТ (например, в Армении и Чешской Республике); привлечение социальных партнеров к участию уже на ранних этапах принятия решений (Южная Африка); инициирования создания новых подразделений и комитетов в составе министерств труда, с целью работы которых является подготовка к трехсторонним консультациям по вопросам международных трудовых норм (Того); или путем обсуждения конкретных вопросов, связанных с рынком труда, таких как минимальный уровень заработной платы в стране и меры преодоления глобального кризиса (Индия, Индонезия, Перу и Турция).
В результате проведения трехсторонних консультаций ряд стран, включая Албанию, Бенин, Словакию и Соединенные Штаты, смогли зарегистрировать, ратифицировать или подготовить почву для ратификации дополнительных конвенций МОТ.
Источник: МОТ, 2013. Периодическое обсуждение в соответствии с Декларацией МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, Международная конференция труда, 102-я сессия, Женева, 2013.
Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть