Продвижение трехсторонних консультаций в основных правовых актах МОТ
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Раздел IХ. Международные трудовые нормы и социальный диалог.
А. Продвижение трехсторонних консультаций в основных правовых актах МОТ
Социальный диалог и трипартизм являются основополагающими ценностями МОТ. Практически во всех Конвенциях и рекомендациях МОТ трехсторонний социальный диалог продвигается в качестве механизма решения широкого круга вопросов.В большинстве случаев указанные документы прямо предусматривают проведение консультаций с наиболее представительными организациями работников и работодателей с целью обеспечения надлежащего выполнения их положений. |
Во-первых, эффективные трехсторонние консультации возможны только при условии соблюдения свободы объединения представителей работников и работодателей. Ключевые составляющие и условия социального диалога содержаться в Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию (№87), Конвенции 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (№ 98), Конвенции 1978 года о трудовых отношениях на государственной службе (№ 151), Конвенции 1981 года о коллективных переговорах (№ 154) и Конвенции 1971 года о представителях трудящихся (№ 135).
Дополнительные указания приставлены в Рекомендациях № 113 о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе (1960), Рекомендации № 143 о представителях трудящихся (1971) и в Резолюции о трипартизме и социальном диалоге (2002).
Колумбия. Специальный комитет по разрешению конфликтов, передаваемых МОТ (CEТCOIT) |
Созданный в 2000 году Специальный комитет по разрешению конфликтов, передаваемых МОТ, представляет собой трёхсторонний орган, отвечающий за рассмотрение трудовых споров, касающихся права на свободу объединения, в Колумбии. В 2008 году МБТ начало сотрудничать с этим Специальным комитетом в целях повышения его оперативного потенциала. Начав с оценки институционального потенциала Специального комитета, МБТ затем содействовало заключению трехсторонних соглашений для принятия практических мер, направленных на совершенствование функционирования и воздействия Специального комитета.Позитивное воздействие этих мер скоро стало заметным благодаря разрешению трех важных давних дел менее, чем за месяц. В 2012 году в ходе независимой оценки, осуществленной в рамках проекта, был сделан вывод, что поддержка, оказанная Специальному комитету, стала одним из главных достижений проекта в формировании доверия и трехстороннего диалога в стране. В ноябре 2012 года Административный совет МБТ отметил результаты реализации этого проекта как часть осуществления Трехстороннего соглашения о свободе объединения и демократии в Колумбии. |
Источник: МОТ, 2013. Периодическое обсуждение в соответствии с Декларацией МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, Международная конференция труда, 102-сессия, Женева, 2013, вставка 3.1. |
Более того, документы, касающиеся регулирования трудовых отношений, также играет ключевую роль в создании благоприятных условий для основательного и действенного трехстороннего социального диалога. Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (№ 150) предусматривает, что каждое государство-участник, ратифицировавшее конвенцию, «приводит соответствующие национальным условиям мероприятия для обеспечения в рамках системы по регулированию вопросов труда консультаций, сотрудничества и переговоров между государственными органами власти и наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся или, при необходимости, представителями предпринимателей и трудящихся». Также в конвенции говориться, что «в той мере, насколько это совместимо с национальным законодательством и правилами и и национальной практикой», такие меры должны проводиться прежде всего на национальном уровне.
Другие правовые акты МОТ посвящены вопросам социального диалога в тех или иных сферах. Они предусматривают, что представители работников и работодателей должны принимать участие в консультациях по следующим вопросам:
- формирование и осуществление политики в области занятости (Конвенция 1964 года о политике в области занятости (№122));
- установление и корректировка уровня минимальной заработной платы в странах, где устанавливается такой уровень (Конвенция 1970 года об установлении минимальной заработной платы (№ 131));
- разработка и осуществление программ и стратегий профессиональной ориентации и профессиональной подготовки (Конвенция 1975 года о развитии людских ресурсов (№ 142));
- вопросы по повестке дня Международной конференции труда МОТ и вопросы, связанные с принятием, ратификацией, контролем выполнения международных трудовых норм и денонсированием ратифицированных конвенций (Конвенция 1976г. о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№144));
- формирование, осуществление и пересмотр национальной политики в сфере безопасности и гигиены труда и производственной среды (Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда (№ 155));
- разработка и применение мер, направленных на предоставление трудящимся с семейными обязанностями, которые работают и хотели бы работать, возможности реализовать свое право на труд, не подвергаясь при этом дискриминации и, насколько это возможно, не вызывая конфликта между выполнением трудовых и семейных обязанностей (Конвенция 1981 года о трудящихся с семейными обязанностями (№ 156));
- содействие формированию стабильных систем социальной защиты, формированию и осуществлению национальных стратегий расширения социальной защиты (Рекомендация № 202 о минимальных уровнях социальной защиты (2012)).
Государства-члены должны регулярно отчитываться перед МОТ о выполнении ратифицированных конвенций, не только указывая, соответствует ли национальное законодательство той ли иной конвенции, но и информируя МОТ о конкретных мерах обеспечения применения такой конвенции на практике.
Б. Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№ 144)
1. Вступление к Конвенции МОТ № 144
Конвенция 1976 года о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№ 144) является одной из «директивных конвенций» МОТ согласно Декларации о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (2008). Это ключевой документ по содействию трипартизму на национальном уровне. Конвенцию № 144 следует трактовать в соответствии с Рекомендацией № 152 о трёхсторонних консультациях по деятельности Международной организации труда (1976).
В соответствии с Конвенцией № 144 эффективные консультации на национальном уровне между представителями правительства, организаций работников и работодателей должны проводиться на каждом этапе деятельности, связанной с трудовыми нормами МОТ. В частности, в конвенции определяются пять тем, по которым следует проводить консультации с организациями работников и работодателей. Они относятся к каждому из этапов нормативной деятельности МОТ. Это:
- Вопросы в повестке дня Конференции МОТ. Они включают ответы правительств на вопросники, касающиеся повестки дня, и их замечания к предлагаемым проектам стандартов МОТ. За правительствами сохраняется ответственность за окончательное содержание ответов и замечаний.
- Передача в компетентные органы власти страны вновь принятых конвенций и рекомендаций МОТ в целях рассмотрения возможности их ратификации или осуществления. Эти действия требуются Уставом МОТ и должны предприниматься на основе консультаций с организациями работников и работодателей.
- Повторное рассмотрение нератифицированных конвенций и рекомендаций в целях содействия их ратификации и применению. Такое повторное рассмотрение должно происходить через «определенные промежутки времени», устанавливаемые в соответствии с национальной практикой. Это дает возможность оценить меняющуюся ситуацию с точки зрения возможного повышения вероятности ратификации и применения конвенции.
- Доклады о ратифицированных конвенциях, направляемые в МОТ. После ратификации какой-либо конвенции государства-члены должны регулярно направлять доклады о ее осуществлении в законодательстве и на практике. До подготовки окончательного текста каждого доклада о ратифицированных конвенциях и до его направления в МОТ должны проводиться консультации с организациями работодателей и работников.
- Предложения о денонсировании ратифицированных конвенций. В случае рассмотрения вопроса о денонсировании ратифицированной конвенции (в целях прекращения обязательств государства-члена по данной конвенции) правительство должно проводить консультации с представительными организациями работников и работодателей до момента принятия окончательного решения.
Кроме того, в Рекомендации № 152 предлагается, чтобы предметом консультаций были и другие сопутствующие вопросы, такие как: деятельность МОТ в области технического сотрудничества; резолюции и заключения конференций и совещаний МОТ; содействие лучшему ознакомлению с деятельностью МОТ.
Хотя на первый взгляд сфера действия Конвенции № 144 может показаться достаточно ограниченной, во многих странах данный документ стал толчком к успешному социальному диалогу по кругу вопросов намного более широкому, чем те, которые предусмотрены конвенцией, доказав свою способность содействовать развитию социального диалога на национальном уровне. |
2. Каким образом проводятся трехсторонние консультации?
Цель Конвенции № 144 – позаботиться о том, чтобы до принятия решений правительство принимало во внимание мнения заинтересованных сторон, а именно организаций работников и работодателей.
Конвенцией № 144 предусмотрено, что консультации должны проводиться с «представительными организациями». Критерии выбора таких организаций должны быть заранее определенными, четкими и объективными. Организации работников и работодателей должны свободно выбирать тех, кто будет представлять их на консультациях. Кроме того, организации работодателей и работников во всех соответствующих органах должны быть представлены на равных основаниях.
Консультации должны проводиться не реже одного раза в год, однако их фактическая периодичность устанавливается по договоренности. При необходимости компетентный орган готовит годовые отчеты по выполнению указанных процедур.
После проведения консультаций, если консенсус не достигнут, окончательное решение принимается правительством. Организации работников и работодателей не обязаны поддерживать окончательное решение или позицию правительства, и могут передавать свои мнения и замечания непосредственно в МОТ.
3. Какие необходимы процедуры проведения консультаций?
Выбор остается за каждой конкретной страной. Конвенция № 144 предоставляет правительствам значительную свободу действий в принятии решений о наиболее подходящих формах консультаций. Нет необходимости создавать какой-то особый институциональный механизм. Характер любых таких процедур должен определяться в соответствии с национальной практикой после проведения консультаций с представительными организациями работников и работодателей. Ряду стран потребовалась помощь МОТ для содействия в осуществлении конвенции в форме рекомендаций и обучения.
На практике во многих странах были созданы официальные комитеты по вопросам, рассматриваемым в Конвенции № 144. Чаще всего такая процедура реализуется путем создания специального органа для рассмотрения вопросов, относящихся к деятельности МОТ и международные нормы труда могут рассматриваться органами с общей компетенцией в экономической и социальной областях или в области труда.
Должен ли процесс трехсторонних консультаций обязательно приводить к консенсусу сторон? Заключение руководящих органов МОТ по конкретному делу Вопрос о том, является ли достижение консенсуса обязательной целью трехсторонних консультаций, рассматривался руководящими органами МОТ в контексте обвинения Гватемалы в нарушении положений Конвенции 1976 года о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№ 144), которое было выдвинуто двумя профсоюзами согласно ст. 24 Устава МОТ в 2003 году. Хотя в данном случае рассматривались вопросы, связанные с толкованием Конвенции № 144, заключения, подготовленные Комитетом, который был назначен руководящими органами МОТ для рассмотрения данного обвинения, могут применяться также и к другим процедурам трёхстороннего партнерства. Комитет постановил, что, для того чтобы консультации были эффективными, они должны быть не просто символическим жестом, а должны подвергаться серьезному рассмотрению компетентным органом. Несмотря на то, что органы государственной власти должны проводить консультации добросовестно, они не должны нести обязательств, вытекающих из каких-либо высказанных мнений, и несут полную ответственность за принятие окончательного решения. Кроме того, с точки зрения Комитета, требование о достижении абсолютного консенсуса может привести к снижению эффективности консультаций, предусмотренных конвенцией. В этом отношении Комитет напоминает о том, что Конвенция не предусматривает достижения соглашения в качестве обязательной цели консультаций; главной целью консультаций является оказание помощи компетентному органу в принятии решения. Источник: ILO NORMLEX: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:1:0 |
Тринидад и Табаго. Комитет по трехсторонним консультациям в рамках Конвенции № 144 |
В 1996 году правительство Тринидада и Тобаго учредило Комитет по трехсторонним консультациям в рамках Конвенции МОТ № 144. Его члены обладают экспертными знаниями по экономическим, социальным и трудовым вопросам. Организуя собственные ежемесячные заседания и заседания в подкомитетах, Комитет проводит тщательную техническую экспертизу национального законодательства и практики в свете положений конвенций, которые рассматриваются на предмет ратификации. Примерами служат Конвенции № 138 и 182, посвященные вопросам недопущения детского труда. Позднее Комитет принял решение рекомендовать ратификацию Конвенции 1964 года в области занятости (№ 122) и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда (№ 155). В ходе прений члены Комитета консультируются с соответствующими заинтересованными сторонами, чтобы узнать их мнения о ратификации и применении конвенций. Они также поддерживают контакты с экспертами и специалистами, которые имеют отношение к обсуждаемым в Комитете вопросам. Источник: ILO. 2011. Direct Request (CEACR), adopted 2010, International Labour Conference, 100th Session, Geneva, 2011. |
Норвегия. Трехсторонний комитет МОТ |
Трехсторонний комитет МОТ был создан в Норвегии в 1977 году в результате ратификации Конвенции МОТ № 144. Комитет проводит встречи пять раз в год, в основном накануне совещаний Административного совета МОТ, с целью предварительного рассмотрения повестки дня и сравнения возможных точек зрения. Кроме того, Комитет ежегодно проводит встречи до и после проведения Международной конференции труда МОТ для определения роли каждого из его членов и мнений по вопросам повестки дня. Впоследствии комитет отслеживает ратификацию конвенций и рекомендаций МОТ. Члены Комитета также рассматривают Национальную программу достойного труда и обсуждают вклад Норвегии в деятельность МОТ. Данный орган отвечает за любые вопросы, связанные с деятельностью МОТ. |
Дополнительные матреиалы |
ILO. 2009. Towards widespread ratification and effective implementation of the governance Conventions – Plan of action (2010-2016) adopted by the Governing Body of the International Labour organization, 306th Session, Geneva, 2009.МОТ, 2011. Содействие трехсторонним консультациям: ратификация и применение Конвенции № 144, Департамент трудовых отношений (DIALOGUE) и Департамент международных трудовых норм (NORMES) (Женева). |