Правовая и институциональная база трехстороннего социального диалога.
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Раздел VIII. Правовая и институциональная база трехстороннего социального диалога.
В. Отношения с правительством
Учреждения НТСД не в состоянии эффективно функционировать без тесного взаимодействия с правительством в качестве ключевого партнера. С другой стороны, для внесения подлинного вклада в социальный диалог социальные партнеры должны быть независимы в формировании своих мнений.
Трехсторонние учреждения могут создаваться непосредственно при министерствах или функционировать как независимые органы. Вместе с тем, даже если с административной точки зрения такое учреждение входит в структуру министерства, оно тем не менее может работать независимо, без ненужного вмешательства в его деятельность со стороны государственных органов. Другими словами, независимость, главным образом, определяется фактическим состоянием дел.
Структурными показателями независимости трехстороннего учреждения может быть, например, следующее:
- в распоряжении такого учреждения имеется свой собственный бюджет, который не зависит от распределения бюджетных средств в рамках министерства труда или иного органа;
- правление и секретариат такого учреждения не относится к органам государственной власти.
Г. Структурные составляющие
Структура учреждения НТСД зависит от его функций и операционных потребностей и должна обеспечивать его надлежащую работу. Необходимо обеспечить динамическое и дальновидное руководство таким учреждением, гарантирующее выполнение функций всеми его подразделениями. Здесь не существует универсальной модели. Тем не менее, во многих странах в структуру учреждения НТСД входят:
- Группы (то есть трехсторонние участники диалога: представители правительства, организации работников и работодателей);
- Председатель (и, при необходимости, вице-председатели);
- Пленарный орган (то есть пленарная конференция или генеральная ассамблея);
- Специальные комиссии или палаты;
- Секретариат.
- Группы трехсторонних участников
Важным механизмом, обеспечивающим функционирование НТСД, является наличие независимых «групп» в составе учреждения, а именно: правительственных групп, организаций работников и работодателей.
Если в трехстороннем органе представлены другие экономические и социальные силы, они также должны быть объединены в группу или группы.
Предполагается, что группы должны работать на единой платформе, базирующейся на общих интересах, и от их имени должен выступать один представитель. Такой подход обычно называют системой «единого голоса». Он помогает экономить время и предупреждать разногласия во взглядах тех или иных групп, принимающих участие в переговорах, до их начала. Данный подход приобретает особое значение в случаях, когда работники и/или работодатели представлены несколькими организациями, позиции которых могут различаться.
Каждая из групп должна иметь возможность проводить отдельные встречи до и после общих совещаний для обсуждения повестки дня, выдвижения предложений и определения курса действий. Группам может потребоваться перерыв в заседаниях для того, чтобы вместе определить свою позицию по тому или иному вопросу или встретиться за закрытыми дверями с представителями другой группы.
Обычно группы самостоятельно выбирают своего председателя, пресс-секретаря и секретаря. Председатели и секретари групп могут обращаться к своим коллегам из других групп, а также к секретариату трехстороннего органа.
«Группы» в составе экономических и социальных советов. Примеры | |
Ливан Указ № 2012, август 2000 года В состав Экономического и социального совета входят 65 членов, которые разделены на семь групп:Представители бизнеса;Свободные профессии;Профсоюзы;Кооперативы;Социальные учреждения;Специалисты и работники умственного труда;Ливанцы-экспатрианты. Правительственной группы как таковой в составе Совета нет. Источник: http://www.ces.gov.lb. | Черногория Социальный совет Черногории действует на национальном уровне как трехсторонний форум, объединяющий 33 представителя: 11 от правительства;11 от организаций работодателей;11 от конфедераций профсоюзов. Во главе Совета стоит министр труда и социального обеспечения. Источник: http://www.eurofound.europa.eu. |
Марокко В состав Совета по вопросам экономики, социальной политики и защиты окружающей среды входят 99 членов (плюс председатель), которые разделены на пять групп:Эксперты (в сферах социального развития, образования, культуры, занятости, окружающей среды, устойчивого развития, экономической и социальной политики, местного и регионального развития и цифровой экономики);Наиболее представительные профсоюзы (государственного и частного сектора);Профессиональные организации (представляющие интересы предприятий и работодателей различных секторов);Организации гражданского общества (в сферах социальной экономики, защиты окружающей среды, борьбы с бедностью, развития человеческого потенциала и т.д.);Высокопоставленные представители отдельных национальных учреждений (Wali Bank Al Maghrib, Верховного комиссара по планированию, Комитета по высшему образованию, Консультативного комитета по правам человека, Совета по вопросам марокканской общины за рубежом, Профессионального объединения банков Марокко, Национального фонда социального обеспечения, Пенсионного фонда Марокко, Межпрофессионального пенсионного фонда Марокко, Национального агентства медицинского страхования и Национальной инфраструктуры по развитию человеческого потенциала). Источник: http://www.ces.ma |
- Председатель
Что касается председательства, в этом вопросе могут применяться различные подходы. Если председатель необходим, важно, чтобы он или она соблюдали интересы всех сторон. В любом случае принципы работы трехстороннего учреждения не должны определяться исключительно по усмотрению председателя. Необходимо принимать во внимание интересы всех его членов. Кроме того, председателю может потребоваться помощь административного персонала.
Возможные варианты:
- Постоянный председатель
- Член правительства. Председателем трехстороннего учреждения может выступать член правительства, делегированный правительством (премьер-министр, министр, государственный секретарь и т.д.), в зависимости от статуса учреждения. Срок председательства может совпадать со сроком пребывания на посту правительства.
- Независимое лицо. Независимое, политически нейтральное лицо (например, научный специалист) может выбираться членами трехстороннего органа, назначаться главой государства или премьер-министром или избираться парламентом (если парламент принимает участие в формировании трехстороннего органа), в зависимости от действующего регламента.
Если стороны принимают решение о привлечении независимого незаинтересованного лица в качестве председателя, важно позаботиться о том, чтобы его независимость обеспечивалась установленным сроком пребывания на посту. При этом председатель может отстраняться от занимаемой должности только в исключительных случаях.
- Председатель и вице-председатели
Если председатель представляет одну их групп, входящих в состав учреждения, данные группы обычно назначают вице-председателей.
- Сопредседательство
При этой системе во главе учреждения стоят сопредседатели, обладающими равными правами, каждый из которых представляет организации работников и работодателей.
- Ротация председателей
В данном случае пост председателя переходит к каждому из членов соответствующего органа каждые Х месяцев. Председатель назначается представителями групп в составе учреждения на небольшие сроки (как правило, не более одного года). Обычно на пост председателя выбираются руководители соответствующих групп.
- Отсутствие постоянного председателя
Если в учреждении нет постоянно действующего председателя, стороны могут выбирать председателя по мере необходимости или же назначать его для проведения совещания по договоренности сторон.
- Председательствующее лицо
Председатель или вице-председатель не обязаны председательствовать на каждой сессии. Для проведения тех или иных сессий могут выбираться лица, выполняющие обязанности председателя. Члены трехстороннего органа могут на регулярной основе выбирать группу председательствующих лиц.
Может даже возникнуть ситуация, когда на той или иной сессии роль председателя выполняет лицо, не являющееся членом трехстороннего органа, например директор управления по урегулированию трудовых споров и арбитражу.
Национальная комиссия по коллективным консультациям и переговорам Республики Молдова представляет собой трехсторонний орган, созданный согласно Закону № 245 (2006). Председателем Комиссии выступает первый заместитель Премьер-министра, а функции секретариата выполняет Государственная канцелярия. |
- Исполнительный орган
Администрация помогает обеспечить функционирование трехстороннего органа в соответствии с его официальным мандатом. Кроме того, она готовит указания для секретариата. Одной из ключевых функций администрации является разработка годовой программы работы, которая представляется на утверждение, а также контроль ее выполнения. Кроме того, администрация может определять вопросы, которые выносятся на повестку дня.
В состав администрации могут входить председатели и секретари трех групп. В некоторых случаях такого представительства сторон недостаточно, тогда группы выдвигают дополнительных представителей в состав администрации. При этом все три стороны должны быть представлены в равной степени. Как правило, решения принимаются методом консенсуса. Если это возможно, решения могут приниматься методом голосования.
В случае учреждения специальных комиссий члены таких комиссий могут также входить в состав администрации.
- Конференция, генеральная ассамблея или пленарный орган
Значительная часть работы трехстороннего учреждения может осуществляться в секретариате или в небольших комиссиях.
Вместе с тем важную роль играет проведение конференций или пленарных заседаний с участием всех трехсторонних партнеров. В конечном счете вопросы, представляющие ключевые интересы и имеющие принципиальное значение для правительства, организаций работников и работодателей, должны рассматриваться соответствующими лицами, имеющими практический опыт и глубокое понимание принципов их работы.
Общие пленарные заседания дают возможность формального согласования окончательного текста соглашения или заявления для его официального подписания.
Вместе с тем общие конференции или пленарные заседания должны проводиться только после тщательной подготовительной работы в каждой из групп и, возможно, также в рамках трехсторонних подгрупп. Такие встречи могут возглавляться председателем, в том числе сопредседателями групп.
- Специальные палаты или комитеты
Расширенная структура трехсторонних органов предполагает существование специальных палат или комитетов, которые могут действовать как на постоянной, так и временной основе, в задачи которых входит подготовка обсуждений на пленарных заседаниях или заседаниях ассамблеи по тем или иным вопросам. В состав таких комитетов должно входить равное число членов, представляющих интересы работников, работодателей и правительства. Заключения и решения таких комитетов должны представляться в Правление для принятия окончательных решений.
Наличие специальных комиссий или палат обеспечивает большую гибкость в учреждении рабочих групп с привлечением лиц, не входящих в состав основного органа, но являющихся экспертами в том или ином вопросе. В таком случае стороны имеют в своем распоряжении больше времени для рассмотрения вопросов и подготовки обоснованных решений и заключений.
Южная Африка. Палаты НСЭРТ |
В Национальном совете по экономическому развитию и труду (НСЭРТ) Южной Африки переговоры проходят в четырех палатах, соответствующих направлениям деятельности: Палата по вопросам государственных финансов и кредитно-денежной политики;Палата по вопросам торговли и промышленности;Палата по вопросам рынка труда;Палата по вопросам развития. Палата, на рассмотрение которой выносится тот или иной вопрос, принимает решение в отношении процедуры и временных рамок рассмотрения такого вопроса. Например, могут создаваться специальные комитеты по ведению переговоров или палаты могут рассматривать вопросы самостоятельно. Палата должна в самом начале принять решение о том, принимается ли вопрос для проведения консультаций, переговоров или того и другого. Председатели палат должны уточнять, какие именно действия необходимо предпринять по тому или иному вопросу. В случаях, когда вопрос относится к сфере компетенции более чем одной палаты, может создаваться общий комитет по проведению переговоров или специальная группа. Решение некоторых вопросов может требовать привлечения соответствующего министра (министров). В таком случае обязательства по обеспечению участия такого министра берет на себя председатель правительственного оргкомитета. Палатам или специальным группам может требоваться техническая поддержка для решения тех или иных вопросов. В этом случае участники могут привлекать к переговорам сторонних экспертов. После завершения процедуры разработки той или иной политики требует законодательных изменений, правительство подает законопроект на рассмотрение НСЭРТ. В случае, если правительство решит, что внедрение той или иной политики требует законодательных изменений, правительство подает законопроект на рассмотрение НСЭРТ. После завершения работы над законопроектом НСЭРТ готовит отчет, который передается на утверждение соответствующим структурам. После утверждения соответствующими структурами НСЭРТ отчет НСЭРТ передается министру труда и профильному министру, которые, в свою очередь, выносят законопроект на обсуждение в парламент. Источник: http://www.nedlac.org.za |
6. Секретариат
Постоянные секретариаты учреждаются с целью обеспечения стабильности, а также эффективного и продуктивного функционирования учреждений НТСД.
Секретариат обеспечивает административную поддержку работы учреждения. Он способствует установлению официальных контактов, содействует налаживанию неофициальных контактов и служит информационно-координационным центром. По требованию уполномоченного лица, отвечающего за работу трёхстороннего органа (председателя или генерального секретаря), секретариат организует, созывает и проводит совещания, готовит протоколы и другие документы в отношении принятых решений, а также обеспечивает последующий контроль их выполнения.
Организация работы секретариата зависит от правового статуса трехстороннего органа.
Во многих случаях секретариат входит в состав административного подразделения министерства, отвечающего за регулирование трудовых отношений, а сотрудниками секретариата, в основном, являются государственные служащие. Однако в ряде случаев трехсторонний орган может действовать более независимо, и его работа может обеспечиваться независимым секретариатом.