Учредительные документы трехсторонних учреждений
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Раздел VIII. Правовая и институциональная база трехстороннего социального диалога.
А. Учредительные документы трехсторонних учреждений
Для того, чтобы национальный социальный диалог стал неотъемлемой составляющей процесса регулирования рыночных отношений в стране, он должен быть основан на широком консенсусе сторон.Вместе с тем не существует единой модели поведения в этом вопросе. Кроме того, существуют различные возможности достижения такого консенсуса. Единственным ключевым элементом является обеспечение согласия сторон в отношении основных характеристик такого учреждения, в частности его мандата и сферы компетенции, состава и финансирования. После этого трехстороннее учреждение утверждает свой регламент и правила работы. |
1. Национальная конституция и законодательство
Во многих странах деятельность учреждений НТСД имеет законодательную основу. Иногда функционирование трехсторонних органов закреплено в конституции страны.
Например, в Конституции Черногории (2007) предусмотрено, что «социальный статус работников устанавливается Социальным советом. Социальный совет состоит из представителей профсоюзов, работодателей и правительства». (Статья 65) |
Процесс принятия закона или соответствующего нормативного акта требует времени, однако в конечном итоге это приносит неоценимые преимущества, создавая условия для НТСД в качестве важной составляющей формирования политики. Кроме того, надёжные правовые основы деятельности трехстороннего органа служат гарантией того, что такой орган не будет распущен в случае возникновения трудностей в стране, например, в период экономического кризиса.
Однако законодательное закрепление деятельности учреждений не является гарантией успеха социального диалога на национальном уровне. Для успеха требуются еще взаимные обязательства сторон, их ответственность и доверие друг к другу.
2. Постановления правительства
Еще один возможный вариант – это создание трехстороннего учреждения на основании постановления правительства или министерства (например, указа) после проведения консультаций с социальными партнерами.
Преимуществом такого пути является оперативность создания учреждения.
3. Соглашение сторон
Кроме того, НТСД может быть основан на соглашении сторон.
Совет по обеспечению экономического и социального согласия, действующий в Чешской Республике, представляет собой добровольное объединение, в состав которого входят представители профсоюзов, работодателей и правительства и которое принимает участие в трехсторонних переговорах. Его работа основана на трехстороннем соглашении (1990), а не на парламентском акте. |
Учреждения социального диалога. Примеры учредительных документов. | |
Страна/учреждение | Учредительный документ |
Антигуа и Барбуда – Национальный экономический и социальный совет | Акт № 18 (2004) |
Бразилия – Совет по экономическому и социальному развитию | Закон № 10.683 от 28 мая 2003 года |
Южная Африка – Национальный совет по вопросам экономики, развития и труда | Акт о НСЭРТ № 35 (1994) |
Доминиканская Республика – консультативные советы по труду | Указ № 47-99 от 17 февраля 1999 года |
Нигер – Национальная комиссия по социальному диалогу | Указ № 2000/159 от 23 мая 2000 года |
Уругвай – Трехсторонняя консультативная комиссия | Указ № 558/008 от 21 ноября 2008 года |
Чешская Республика – Совет по обеспечению экономического и социального согласия | Трехстороннее соглашение (1990) |
Бывшая югославская Республика Македония – Экономический и социальный совет | Трехстороннее соглашение об учреждении ЭСС от 25 августа 2010 года |
Сенегал – Национальный комитет по трехстороннему социальному диалогу | Трехстороннее соглашение: НКТСД был учрежден согласно Национальной хартии социального диалога от 22 ноября 2002 года |
Сингапур – различные трехсторонние комиссии | Различные соглашения, не включенные в законодательство |