НовостиСоциальное партнерство

Правительство

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Раздел VII. Участники национального трехстороннего социального диалога.

А. Правительство

Правительство играет ключевую роль в продвижении НТСД. Если правительство демонстрирует готовность сотрудничать с организациями работников и работодателей как с полноценными легитимными партнерами, которые могут внести ценный вклад в формирование политики, а также свой долгосрочный интерес к такому сотрудничеству, вероятность достижения положительных результатов социального диалога существенно повышается.

1. Основные обязанности

Можно выделить четыре основные обязанности правительства в отношении НТСД:

а) Обеспечение поддержки. Правительство должно обеспечить надлежащую институциональную и правовую поддержку НТСД. В частности, оно должно обеспечить соблюдение верховенство права, свободы объединений и права на коллективные переговоры.

б) Содействие. В соответствии с международными трудовыми нормами МОТ правительства несут ответственность за содействие НТСД посредством принятия надлежащих мер для регулярных и эффективных консультаций с социальными партнерами (см. Главу IX, посвященную вопросам международных трудовых норм и социального диалога).

в) Участие. Будучи одной из сторон партнерства, правительство должно принимать активное участие в консультациях и переговорах на равных условиях с социальными партнерами с целью принятия решений на базе консенсуса. Оно должно поощрять обмен информацией и стремиться обеспечить поддержку избранного политического курса, а также оставаться открытым для разделения ответственности за принятие решений с ключевыми заинтересованными сторонами в обществе.     

г) Выполнение. Правительство должно при необходимости обеспечивать воплощение результатов НТСД в конкретные политические решения и программы. Это также предусматривает применение правительством соответствующих механизмов мониторинга для обеспечения выполнения достигнутых соглашений.

Более ограниченная и опосредованная роль правительства в НТСД. Примеры


Нидерланды
В состав Социально-экономического совета (SER) от правительства входят независимые эксперты. Эти эксперты назначаются королем, однако они не представляют правительство. Они не обязаны консультироваться с правительством или следовать правительственным рекомендациям. Представители короны включают представителей Центрального банка и Бюро анализа экономической политики Нидерландов (CPB). Один из представителей короны также выступает в роли председателя. В обязанности этих экспертов входит защита общественных интересов и поиск компромиссных решений в случаях, когда работники и работодатели не могут прийти к консенсусу.



Япония
В Японии действует установившаяся практика трехсторонних консультаций по различным вопросам трудовых отношений и занятости посредством трехстороннего Совета по трудовой политике, в состав которого входят ученые и/или специалисты (представляющие общественные интересы), а также представители работников и работодателей. Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения выполняет функции секретариата.

2. Какое министерство должно представлять правительство?

а) Введение

В большинстве случаев ведущую роль в продвижении и осуществлении процесса НТСД играет Министерство труда, привлекая по мере необходимости и другие министерства.

Реже эти функции выполняет Администрация Президента или Премьер-министра.

Независимо от выбранного подхода ключевой государственный орган также должен нести ответственность за ресурсное обеспечение НТСД, Например за покрытие затрат на проведение совещаний и работу секретариата. 

В любом случае, когда на повестке дня трехсторонних переговоров стоят вопросы, затрагивающие деятельность нескольких министерств, в таких переговорах должны участвовать представители всех этих министерств, которые должны стремиться согласовать свою позицию на переговорах. 

Примеры участия национальных министерств в работе учреждений НТСД


Коста-Рика
В Consejo Superior de Trabajo входят представители Министерства экономики и Министерства Юстиции, чтобы в случае обсуждения правовых и экономических вопросов правительственная делегация могла принимать участие в переговорах и содействовать достижению консенсуса по проблемам, которые выходят за рамки компетенции Министерства труда.



Албания
В Национальный совет труда (НСТ) входят представители семи правительственных министерств: министр социально-трудовых дел и равных возможностей (МСТДРВ); министр образования и науки; министр экономики, торговли и энергетики; министр юстиции; министр здравоохранения; министр общественных работ, транспорта и телекоммуникаций и министр финансов. Сами министры редко принимают участие в совещаниях НСТ, однако их представители всегда присутствуют на таких совещаниях. МСТДРВ возглавляет НСТ и координирует позицию членов правительства.  

б) Министерство труда играет ведущую роль в НТСД

Преимуществом модели, в которой министерство, отвечающее за вопросы труда, играет ведущую роль в НТСД, является то, что сотрудники этого министерства часто имеют опыт работы и с социальными партнерами, и в достижении консенсуса.

Такая модель является наиболее целесообразной в случае, если НТСД проводится по вопросам, имеющим непосредственное отношение к трудовым отношениям, таким как политика обеспечения занятости, система производственных отношений, реформы трудового права, профессиональная подготовка и др.

Продвижение трипартизма является одной из ключевых функций органа, регулирующего трудовые отношения. В то же время в структуру и систему управления многих органов, регулирующих трудовые отношения, во всем мире входят представители организаций работников и работодателей. Таким образом, можно утверждать, что во многих странах трипартизм является составляющей регулирования трудовых отношений.

Поэтому наличие действенных органов, регулирующих трудовые отношения, имеет ключевое значение для эффективного социального диалога. В некоторых странах министерства и инспекции по вопросам труда страдают от недостаточного влияния внутри правительства или от проблем в сфере руководства, которые мешают эффективному выполнению ими своих функций (например, от недостаточно развитого потенциала, недостаточного финансирования, неэффективного управления человеческими ресурсами и т.д.). важно развивать потенциал данных органов.

Во Вьетнаме ведущая роль Министерства труда, по делам инвалидов и социальным вопросам определена в Указе  № 145/2004/ND-CP  14 июля 2004 года, в котором приводятся описание и указания по выполнению ряда статей Трудового кодекса в отношении привлечения организаций работников и работодателей к формированию политики, консультациям и трудовым вопросам.
Роль Администраций Президента и Премьер-министра в работе учреждений НТСД. Примеры 



Нигер
Национальная комиссия по вопросам социального диалога действует при Администрации Премьер-министра. Администрация Премьер-министра обеспечивает финансовую поддержку работы учреждения, в то время как работа постоянного секретариата  обеспечивается Министерством труда, которое выделяет для этой цели секретаря (высокопоставленного госслужащего) и технический персонал. Президент и вице-президент Комиссии назначаются Премьер-министром на основании списка кандидатов, предложенных членами Комиссии. 

Ирландия
Департамент Премьер-министра Ирландии несет общую ответственность за содействие переговорам и выполнение соглашений о социальном партнерстве, которое является основной формой национального социального диалога.
УкраинаАдминистрация Президента Украины несет непосредственную ответственность за работу Национального трехстороннего социально-экономического совета. Администрация учреждает секретариат и назначает его руководителя после проведения консультаций с членами Совета. Также она играет ключевую роль в продвижении процесса социального диалога.
Дополнительные материалы
Richly, L. 2013. Ministers of Labour. Comparative Overview – Database, Organograms, ILO Action, LAB/ADMIN Working Document No. 27 (Geneva, ILO). 
МНЕНИЯ ЧЛЕНОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО СОВЕТА МОТ ПО ВОПРОСУ ТРЕХСТОРОННЕГО СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА(по состоянию на 2012 год)
Группа правительствг-н Жиль де РОБЬЕН (Франция)Председатель Административного совета МОТ
В понимании МОТ социальный диалог включает в себя диалог в рамках предприятия и за его пределами. Он предусматривает подлинное привлечение социальных партнеров к процессам принятия решений по экономическим и социальным вопросам на местном, национальном и международном уровнях.По сути, страны, в которых наработан передовой опыт социального диалога, часто также демонстрируют прекрасные экономические результаты, хотя нередки и обратные случаи. Когда политические решения базируются на уверенной поддержке участников трехсторонних отношений, в которых каждая из сторон имеет право голоса, шансы на успех в экономической и производственной сферах существенно повышаются в сравнении с ситуацией отсутствия социального диалога.Ключ к успеху таких методов кроется не столько в их относительно комплексном и обязательном характере, сколько в уровне доверия к механизмам социального диалога и его субъектам.В ходе совей работы на посту министра транспорта и впоследствии министра образования – двух секторов, в которых во Франции социальный диалог – это не только слова, — я всегда заботился о том, чтобы государство в полной мере выполняло свою двойную функцию – координатора социального диалога и гаранта выполнения заключенных соглашений. Это требует – в дополнении к фундаментальному пониманию экономических и социальных последствий собственных действий – открытости, уважения и добросовестности, а также поддержки сильного руководящего органа в сфере труда, в том числе службы, обеспечивающей проверку условий труда.Кроме того, в социальном диалоге должны в равной мере учитываться интересы как предприятий, так и наемных работников, поскольку они не могут существовать друг без друга. Может показаться, что это очевидно, однако так было не всегда.Самое главное то, что решающим критерием является доверие. Подлинный социальный консенсус должен быть построен с течением времени в ходе непростого и часто рискованного процесса переговоров. В любом случае социальный диалог должен строится на соответствующей благодатной почве, с учетом культурных условий, профсоюзных традиций, а также производственного и социального устройства страны. Универсальный подход в данном случае неприменим.Социальный диалог – это процесс, который требует постоянного совершенствования и переосмысления. Во-первых, это живой, субъективный процесс. Во-вторых, это гибкий процесс, который принимает различные формы, приводит к различным результатам и развивается в зависимости от текущих вопросов и обстоятельств. Аналогичным образом содержание социального диалога изменилось и должно продолжать изменяться. Такой диалог должен охватывать все экономические и социальные вопросы и способствовать не только благосостоянию работников, но и в целом развитию и повышению конкурентоспособности. И, наконец, социальный диалог является составляющей трудовой деятельности, экономического развития, технологического прогресса и, в конечном итоге, изменения трудовых отношений.  
Группа правительствг-н Хамаду СИДДО (Нигер)Генеральный секретарь Министерства труда и государственной службы

Основные преимущества национального трехстороннего социального диалога
Более эффективная коммуникация между субъектами трудовых отношений, которая приводит к лучшему пониманию решений, касающихся таких отношений.Более четкое выполнение стандартов работниками и работодателями.Растущая поддержка ценностей и задач предприятия со стороны работников, что приводит к повышению производительности.Гарантия социальной стабильности, которая способствует ускорению экономического и социального развития, начиная с уровня предприятия и заканчивая национальным уровнем, а также благосостоянию семей работников.
Основные уроки
Коммуникация является важной составляющей успешного социального диалога: стороны должны знать о выполняемых соглашения и сложностях, связанных с их выполнением.В основе успешного социального диалога лежит доверие. Необходимо прилагать достаточные усилия для построения доверия между сторонами в рамках всех проектов, связанных с процессом социального диалога. 
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Закрыть