Предупреждение конфликтов и социальная стабильность.
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Раздел IV. Преимущества национального трехстороннего диалога.
Г. Предупреждение конфликтов и социальная стабильность.
Успешный социальный диалог может помочь в решении важных экономических и социальных вопросов, а также способствовать предупреждению трудовых конфликтов и установлению социальной стабильности. Социальный диалог позволяет минимизировать непонимание между различными группами, а также ускорить решение напряженных ситуаций. Социальный диалог может играть ключевую роль в урегулировании социальных конфликтов и в поиске компромиссных решений с учетом различных экономических и социальных интересов.
Роль трипартизма в обеспечении социальной стабильности. Венгрия в 1990-е годы |
Венгрия одной из первых среди стран Центральной и Восточной Европы сформировала трехсторонние органы на национальном уровне. В частности, 1 августа 1990 года был создан Совет согласования интересов. Внимание общественности к данному Совету было приковано осенью 1990 года, когда данному органу удалось в течение одного дня в результате переговоров, которые в прямом эфире транслировались венгерским телевидением, решить вопрос с представителями бастующих водителей такси и грузовых автомобилей, блокадой которых была парализована вся страна. Источник: Lajos,H. 2001. “Social dialogue in Hungary: its rise and decline”, in South-East Europe Review for Labour and Social Affairs, 01 special/2001. |
Болгария в 1990-е годы |
1989 год стал годом падения социалистического режима в Болгарии. В первые годы нового переходного периода страна столкнулась с серьезными социальными и экономическими проблемами. Крах производственной системы и системы социальной защиты наряду с либерализацией цен и приватизацией привел к существенному скачку уровня безработицы (явления, с которым страна была не знакома при коммунистическом режиме) и бедности, а также резкому снижению показателей реальной заработной платы и доходов. В результате по стране прокатилась волна забастовок и демонстраций трудящихся, которые выступали против ухудшения условий жизни и труда и приватизации, что еще больше усугубило положение дел в стране. Правительство осознало, что только социальный диалог с привлечением всех заинтересованных сторон мог помочь стране преодолеть возникшие трудности. Процесс перехода к рыночной экономике, а также потребность обеспечить легитимность новых субъектов рынка и реформирования старых привели к появлению большого числа трехсторонних учреждений корпоративного типа. К трехсторонним форумам имели доступ большинство заинтересованных сторон, при этом не применялось каких-либо конкретных критериев представительства. Преждевременный выбор социальных партнеров негативно отразился бы на формировании их организационной структуры, их развитии и консолидации. Более того, разделение тягот политических и экономических реформ со своими социальными партнерами повышало вероятность сохранения социальной стабильности. Позднее социальные партнеры совместно утвердили критерии представительства трехсторонних органов. Партнерами были подписаны соглашения, которые позволили остановить забастовки в нескольких секторах, в частности – в сфере транспорта. Источник: Markova, P. 2012. “The case of Bulgaria”, in I. Guardiancich (ed.): Recovering from the crisis through social dialogue in the new EU Member States: the case of Bulgaria, the Czech Republic, Poland and Slovenia, Decent Work Technical Support Team and Country Office for Central and Eastern Europe (Budapest, ILO). |
Гана. Национальный трехсторонний комитет по обеспечнию социальной стабильности |
Национальный трехсторонний комитет (НТК) Ганы, учрежденный Законом о труде 651 (2003) (часть XXIII), представляет собой национальный орган макроуровня, обеспечивающий проведение социального диалога и выступающий в качестве форума трехстороннего сотрудничества между представителями работников, работодателей и правительством. В его состав входят 15 членов. Председателем комитета является министр рабочей силы, молодежи и занятости (МРСМЗ). НТК обеспечивает институциональные основы для трехсторонних переговоров партнеров и заключения национальных соглашений в отношении законопроектов по вопросам экономики, социальной политики, занятости и другим вопросам, связанным с рынком труда, а также реформирования политики и определения приоритетов в данной сфере. Одной из важных функций НТК является содействие «развитию занятости и обеспечению стабильности в сфере труда».Как отмечено в отчете NORAD 2011 года, «с повторным введением демократического режима после периода военного правления с 1981 по 1996 годы Гана стала одной из наиболее демократических стран Африки с относительно низким уровнем политических волнений. (…) Почти 20 лет в Гане можно наблюдать процессы социального диалога, основанные на организованных профсоюзах, ассоциациях работодателей и ответственном правительстве при поддержке Национального трехстороннего комитета высокого уровня. (…) Образец успешного социального диалога в Гане может служить примером для других африканских стран, особенно в контексте интеграции неформального сектора в процесс социального диалога». Источник: Norwegian Agency for Development Cooperation (NORAD). 2011. Social Dialogue in Developing Countries – A Desk Study prepared for Norad (Oslo). |
Дополнительные материалы |
ILO. 2011. Freedom of Association and Development (Guidebook) (Geneva)Fashoyin, T. 2004. “Tripartite cooperation, social dialogue and national development”, in International Labour Review, Vol. 143, No. 4.Fraile, L. (ed.). 2010. Blunting neoliberalism: Tripartism and economic reforms in the developing world (Basingstoke and Geneva, Palgrave Macmillan and ILO). |