НовостиСоциальное партнерство

Предупреждение конфликтов и социальная стабильность.

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Раздел IV. Преимущества национального трехстороннего диалога.

Г. Предупреждение конфликтов и социальная стабильность.

Успешный социальный диалог может помочь в решении важных экономических и социальных вопросов, а также способствовать предупреждению трудовых конфликтов и установлению социальной стабильности. Социальный диалог позволяет минимизировать непонимание между различными группами, а также ускорить решение напряженных ситуаций. Социальный диалог может играть ключевую роль в урегулировании социальных конфликтов и в поиске компромиссных решений с учетом различных экономических и социальных интересов. 

Роль трипартизма в обеспечении социальной стабильности. Венгрия в 1990-е годы

Венгрия одной из первых среди стран Центральной и Восточной Европы сформировала трехсторонние органы на национальном уровне. В частности, 1 августа 1990 года был создан Совет согласования интересов. Внимание общественности к данному Совету было приковано осенью 1990 года, когда данному органу удалось в течение одного дня в результате переговоров, которые в прямом эфире транслировались венгерским телевидением, решить вопрос с представителями бастующих водителей такси и грузовых автомобилей, блокадой которых была парализована вся страна.
Источник: Lajos,H. 2001. “Social dialogue in Hungary: its rise and decline”, in South-East Europe Review for Labour and Social Affairs, 01 special/2001.
Болгария в 1990-е годы

1989 год стал годом падения социалистического режима в Болгарии. В первые годы нового переходного периода страна столкнулась с серьезными социальными и экономическими проблемами. Крах производственной системы и системы социальной защиты наряду с либерализацией цен и приватизацией привел к существенному скачку уровня безработицы (явления, с которым страна была не знакома при коммунистическом режиме) и бедности, а также резкому снижению показателей реальной заработной платы и доходов. В результате по стране прокатилась волна забастовок и демонстраций трудящихся, которые выступали против ухудшения условий жизни и труда и приватизации, что еще больше усугубило положение дел в стране. Правительство осознало, что только социальный диалог с привлечением всех заинтересованных сторон мог помочь стране преодолеть возникшие трудности. Процесс перехода к рыночной экономике,  а также потребность обеспечить легитимность новых субъектов рынка и реформирования старых привели к появлению большого числа трехсторонних учреждений корпоративного типа. К трехсторонним форумам имели доступ большинство заинтересованных сторон, при этом не применялось каких-либо конкретных критериев представительства. Преждевременный выбор социальных партнеров негативно отразился бы на формировании их организационной структуры, их развитии и консолидации. Более того, разделение тягот политических и экономических реформ со своими социальными партнерами повышало вероятность сохранения социальной стабильности. Позднее социальные партнеры совместно утвердили критерии представительства трехсторонних органов. Партнерами были подписаны соглашения, которые позволили остановить забастовки в нескольких секторах, в частности – в сфере транспорта.
Источник: Markova, P. 2012. “The case of Bulgaria”, in I. Guardiancich (ed.): Recovering from the crisis through social dialogue in the new EU Member States: the case of Bulgaria, the Czech Republic, Poland and Slovenia, Decent Work Technical Support Team and Country Office for Central and Eastern Europe (Budapest, ILO).
Гана. Национальный трехсторонний комитет по обеспечнию социальной стабильности

Национальный трехсторонний комитет (НТК) Ганы, учрежденный Законом о труде 651 (2003) (часть XXIII), представляет собой национальный орган макроуровня, обеспечивающий проведение социального диалога и выступающий в качестве форума трехстороннего сотрудничества между представителями работников, работодателей и правительством. В его состав входят 15 членов. Председателем комитета является министр рабочей силы, молодежи и занятости (МРСМЗ). НТК обеспечивает институциональные основы для трехсторонних переговоров партнеров и заключения национальных соглашений в отношении законопроектов по вопросам экономики, социальной политики, занятости и другим вопросам, связанным с рынком труда, а также реформирования политики и определения приоритетов в данной сфере. Одной из важных функций НТК является содействие «развитию занятости и обеспечению стабильности в сфере труда».Как отмечено в отчете NORAD 2011 года, «с повторным введением демократического режима после периода военного правления с 1981 по 1996 годы Гана стала одной из наиболее демократических стран Африки с относительно низким уровнем политических волнений. (…) Почти 20 лет в Гане можно наблюдать процессы социального диалога, основанные на организованных профсоюзах, ассоциациях работодателей и ответственном правительстве при поддержке Национального трехстороннего комитета высокого уровня. (…) Образец успешного социального диалога в Гане может служить примером для других африканских стран, особенно в контексте интеграции неформального сектора в процесс социального диалога».
Источник: Norwegian Agency for Development Cooperation (NORAD). 2011. Social Dialogue in Developing Countries – A Desk Study prepared for Norad (Oslo).
Дополнительные материалы

ILO. 2011. Freedom of Association and Development (Guidebook) (Geneva)Fashoyin, T. 2004. “Tripartite cooperation, social dialogue and national development”, in International Labour Review, Vol. 143, No. 4.Fraile, L. (ed.). 2010. Blunting neoliberalism: Tripartism and economic reforms in the developing world (Basingstoke and Geneva, Palgrave Macmillan and ILO).
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Закрыть