Письмо Генерального секретаря РОП «Казахстанская Конфедерация труда» М.Машкенова адресованное Президенту Республики Казахстан К-Ж. Токаеву
Адресовано:
Президенту Республики Казахстан К-Ж. Токаеву
Министру труда и соцзащиты населения Б.Нурымбетову
ИНФОРМАЦИЯ — ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Генерального секретаря Казахстанской Конфедерации труда Машкенова М.Р: «Об участии представителей Казахстанского трехстороннего социального партнерства в субрегиональном семинаре «Продвижение трехстороннего социального партнерства» и предложения по повышению эффективности работы Казахстанской Республиканской комиссии по социальному партнерству.
Организатор: Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии г.Москва
Время проведения: 11-14 декабря 2019 года.
Выводы и предложения на основе международного опыта МОТ и СНГ
По приглашению Директора Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ стран Восточной Европы и Центральной Азии (Бюро МОТ в Москве) Ольги Кулаевой в субрегиональном семинаре приняли участие представители трехсторонних партнеров из следующих стран региона: Армении, Азербайджана, Белоруси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении, России, Узбекистана. Всего, десять государств СНГ. Состав участников семинара был сформирован по принципу представительства от каждой стороны трехстороннего социального партнерства вышеуказанных государств.
Семинар, был завершающим этапом запланированного МОТ цикла мероприятий, посвященных 100-летию Международной Организации Труда, которые ранее прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Женеве, Нью-Йорке, Ереване, Тбилиси. На юбилейной сессии МОТ, которая прошла в Женеве приняли участие руководители и социальные партнеры 34 государств, которые рассматривали социальное партнерство, как «краеугольную» основу диалога. Особо было отмечено, что трехсторонние комиссии по социальному партнерству в настоящее время созданы в 150 странах мира из 187 Государств-членов МОТ.
Республика Казахстан была представлена тремя сторонами социального партнерства:
1.Садыкова Жадыра – Главный эксперт Управления социального партнерства Департамента труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
2.Машкенов Мурат – Генеральный секретарь РОП «Казахстанская Конфедерация труда»,
3.Бреусова Валентина – Исполнительный директор Конфедерации Работодателей Республики Казахстан.
Задачей данного семинара являлось повышение осведомленности участников о формах и роли трехстороннего социального партнерства в процессе принятия решений государственными органами власти в сфере социально-трудовых отношений на международном уровне. В их числе: Презентация и обсуждение основных концепций; правовая и институционная база для трехстороннего социального партнерства; представление и обсуждение разных моделей партнерства.
Основной модератор Лео СИББЕЛ — главный специалист по международным трудовым нормам и трудовому праву, Бюро МОТ, г. Москва.
Валентин МОКАНУ — главный специалист по регулированию вопросов труда, инспекций труда и охране труда, Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ, г. Москва.
Владимир Чурович — главный специалист по деятельности работодателей, Бюро МОТ, г. Москва.
Основные концепции – разнообразие форм трехстороннего социального диалога (обзор).
На основе анализа развития социального партнерства, данные концепции были приоритетными в течение всего семинара, что позволило участникам существенно расширить «географию» собственных знаний, отметить существующие в республиках положительные, а также отрицательные факты и тенденции развития партнерства в сравнении с современными базовыми наработками МОТ.
I. МОТ – основные факты:
- Создание МОТ (Версальский мирный договор) – 1919 год.
- Первое специализированное агентство ООН – МОТ, 1946 год.
- Первая Нобелевская премия мира МОТ – 1969 год.
- Столетний юбилей МОТ – 2019 год (в составе МОТ – 187 государств – участников).
II. Современный взгляд. Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (2008 год).
Понятие «достойный труд» — центр экономической и социальной политики.
«Достойный труд» — предполагает решение четырех стратегических задач:
- Занятость. 2. Социальная защита. 3. Социальный диалог и трипартизм. 4. Основополагающие принципы и права в сфере труда.
III. Декларация столетия МОТ «О будущем сферы труда 2019г».
Учитывая задачи МОТ, данная Декларация призвана укреплять потенциальные возможности своих трехсторонних участников, но особо следует выделить одну основную масштабную цель:
«Участие Социальных Партнеров (СП) во всех соответствующих процессах, включая институты, программы и политику на рынке труда как внутри страны, так и между ними» — одно из главных направлений СП, как фактор единения общества, как условие создания эффективной и продуктивной экономики.
Комментарий:
Эта цель (участие СП), актуальна для всех государств, включая Казахстан по следующим причинам.
В настоящее время в Республике Казахстан (РК) — социальное партнерство, рассматривается как «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), государственными органами, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями» (см.пп.7 п.1 статьи 1 ТК РК).
Вместе с тем, анализ Раздела 3 Трудового Кодекса РК «Социальное партнерство и коллективные отношения в сфере труда», дает основания для следующих выводов:
1. Раздел содержит только общие теоретические понятия о предмете, сфере деятельности, структуре, правах и принципах формирования республиканской, отраслевых, региональных трехсторонних комиссий по социальному партнерству (СП).
2. Перед СП Республики Казахстан, поставлены весьма важные глобальные задачи по обеспечению социальнойстабильности и общественного согласия на основе объективного учета интересов всех слоев казахстанского общества, содействие и обеспечение гарантий прав работников в сфере труда, осуществление их социальной защиты.
3. Деятельность СП Республики Казахстан направлена на выработку предложений по реализации государственной политики в области социально-трудовых отношений(см.п.5статьи 147 ТК РК).
Разработчиками данных положений Трудового Кодекса Республики Казахстан, внесены действительно глобальные задачи (см. п. 2, 3). Их содержание соответствует основной масштабной цели Международной Организации Труда: «участию своих трехсторонних участников во всех соответствующих процессах, включая институты, программы и политику на рынке труда как внутри страны, так и между ними», предусмотренной Декларацией столетия МОТ о будущем сферы труда 2019 г.».
Вместе с тем, как показала практика, созданная в 1992 году система СП, в Республике Казахстан в настоящее время работает избирательно, в зависимости от ситуации на рынке труда, без соблюдения четкого графика работы и отсутствием обратной связи для следующего раунда социального диалога (исполнения принятых решений).
Несмотря на регулярные заключения Генеральных соглашений между социальными партнерами, начиная с 1992 года по настоящее время, а также трехсторонних соглашений на отраслевом и региональном уровнях, создать единую и стабильно работающую модель социального диалога не удалось. Деятельностьтрехсторонней комиссиипо социальному партнерству, превратилась в ситуативный диалог, без привязки кжелаемой единой национальной модели социального партнерствапродекларированной Трудовым Кодексом Республики Казахстан, не говоря уже о Глобальном социальном диалоге по версии МОТ.
«Ситуативный диалог», на всех уровнях осуществляется выборочно, с акцентом только на трудовые отношения, такие как: задержки, не выплаты заработной платы, акции протеста и общая статистика по заключенным трехсторонним отраслевым, региональным соглашениям, коллективным договорам. Помимо указанных важных вопросов, все иные масштабные цели и задачи, в том числе формирование, порядок работы РТК, осуществляется исключительно только одной стороной РТК — Министерством труда и социальной защиты населения, под руководством Правительства РК. Две другие стороны — представители работников и работодателей в этих процессах, как правило, не участвуют. Исключением является, только согласование проектов ежегодных Планов работ РТК или отдельных намерений Правительства Республики Казахстан.
За все эти годы (начиная с 1992 года – даты заключения первого Генерального соглашения), Республиканская трехсторонняя комиссия по СП, никогда не рассматривала глобальные социально-экономические Программы и Политику состояния и развития рынка труда Республики Казахстан, не говоря уже о мониторингах, итогах их выполнения, либо участия в работе соответствующих комиссиях Парламента Республики Казахстан.
Не установлены права, полномочия как самой Республиканской комиссии по социальному партнерству, так и ее членов ни Законами, ни Регламентами работы Исполнительных и Представительных органов власти Республики Казахстан.
Следствием формального отношения к работе РТК явилось отсутствие правовых норм обязательного учета мнения РТК и ее участию в работе республиканских органов власти. Действующими нормативно-правовыми актами (законами, регламентами), процедура обязательного учета мнения трехсторонней комиссии по СП вообще не предусмотрена, как и доступа к так называемым «глобальным» вопросам.
Законодательно, Республиканские и отраслевые объединения работников могут осуществлять общественный контроль, за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан. При этом, следует особо отметить, что только на условиях и в порядке, закрепленных в соглашениях и коллективных договорах (см. статью 155 ТК РК), что существенно ограничивает сферу их применения.
Между тем, именно профсоюзы являются самыми массовыми общественными объединениями граждан Казахстана, а не политические партии и НПО.
Более того, профсоюзы Казахстана, объединяющие более двух миллионов работающих, с принятием Конституции от 30.08.1995 года, были лишены права законодательной инициативы, выдвижения своих кандидатов в депутаты Парламента Республики Казахстан.
В этой связи возникают резонные вопросы:
- Каким образом, созданные трехсторонние комиссии могут реализовать стоящие перед ними задачи, предусмотренные Трудовым Кодексом Республики Казахстан при отсутствии правового обеспечения у двух сторон социальногопартнерства – представителей работников и работодателей? (де-юре, этими правами наделенатолько одна сторона социального партнерства — Правительство Республики Казахстан)?
- Каким образом, более 8 миллионов работающих граждан, многие из которых состоят в профессиональных союзах, смогут участвовать в формировании социальной политики государства (статья 24 Закона о профсоюзах), если у них кроме права разработки планов и программ по социальной защите своих членов и внесения предложений в соответствующие госорганы нет?
- Каким образом граждане могут участвовать в управлении делами государства, если их представители — профессиональные союзы не наделены правами на участие в делах государства (см. п.1 статьи 33 Конституции РК)?
По существу, наделение формальными правами граждан и их представителей, без предоставления правового механизма их реализации равносильно ни к чему не обязывающей Декларации без реальных прав и обязанностей.
При таком положении дел, о каком реальном трипартизме и равноправии социальных партнеров может идти речь, предусмотренной пп.4 п.3 статьи 147 Трудового Кодекса Республики Казахстан?
Налицо — «Ситуативный диалог» или по версии МОТ «Формальный институт» социального партнерства.
IV. Определение МОТ – Социальный диалог:
«Социальный диалог включает все виды переговоров или обмена информацией между представителями государства, работодателей и работников или между представителями работодателей и работников по вопросам экономической и социальной политики, представляющим взаимный интерес».
V. Социальный диалог в инструментах МОТ.
Почти во всех конвенциях МОТ есть упоминание трехсторонних консультаций.
Особое значение имеют две основополагающие Конвенции МОТ:
— Конвенция о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы №87 (1948 года).
— Конвенция о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров №98 (1949 года).
Некоторые стандарты МОТ дают конкретные инструкции о том, где, когда и как должен происходить социальный диалог:
— Конвенция МОТ №144 и Рекомендация 152 о трехсторонних консультациях по международным правовым нормам (1976 год).
— на уровне предприятия (Рекомендация №94 о консультациях 1952 год).
— Рекомендация №113 о консультациях в отраслевом и национальном масштабе (1960 год).
— Рекомендация №129 о связях на предприятиях (1967 год).
VI. Каким должен быть эффективный социальный диалог.
- Уважение к основополагающим правам на свободу объединения и заключение коллективного договора (в том числе, уважение к другой стороне).
- Сильные, представительные и независимые партнеры, т.е. представители работодателей и работников (с хорошими знаниями и возможностями).
- Политическая воля и приверженность всех сторон эффективному диалогу.
- Необходимая административная поддержка.
VII. Социальный диалог в эффективном управлении
1. Повышает информированность и обоснованность принятия решений.
2. Повышает качество государственной политики.
3. Способствует чувству ответственности за принятые решения
4. Развивает культуру диалога, взаимного доверия и уважения.
5. Способствует партнерству и предотвращению конфликтов
6. Повышает легитимность
7. Ослабляет социальное напряжение и содействует миру и стабильности в обществе.
8. Способствует прозрачности и демократизации.
VIII. Общие оценки и предложения: «Социальный диалог» и «Разнообразие Форм диалога».
В этой связи представителями делегации Казахстана на данном субрегиональном семинаре МОТ коллегиально обсуждены и внесены следующие рекомендации и предложения для исправления данной ситуации:
1. Утвердить Положение о Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству (РТК) на законодательном уровне (Указом Президента, законом Республики Казахстан).
2. Установить обязательный порядок согласований с РТК всех нормативно-правовых актов, Постановлений Правительства, проектов законов принимаемых Парламентом.
3. Утвердить Регламент работы РТК. В том числе установить:
а) Обязательный порядок предварительного рассмотрения всех вопросов в профильных рабочих группах РТК;
б) Ввести институт Сопредседателей (координаторов) от всех сторон социального партнерства;
в) Предусмотреть обязательное включение членов РТК в состав рабочих групп Парламента при рассмотрении нормативно-правовых актов по социально-трудовым вопросам.
В качестве примера наиболее эффективного использования РТК и всей системы социального партнерства привожу опыт Российской Федерации:
1. Российская Федерация.
— Указ Президента Российской Федерации: «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Принят: 24 .01.1992 года.
— Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Принят: Государственной Думой 2.04.1999 года.
— «Регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Утвержден: Зам.Председателя Правительства Российской Федерации, Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений А.Д Жуковым 06.05.2008 года.
— Постановление Правительства: «О порядке обеспечения деятельности российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».№1229 от 05.11.1999 года.
— Трудовой Кодекс Российской Федерации.
Примечание:
1.В соответствии с требованиями статьи 35.1 ТК РФ в РТКрассматриваются проекты всех законов и иных нормативно-правовых актов в сфере труда. Такое же требование орассмотрении таких законопроектов в РТК содержится также в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Регламенте Правительства РФ.
2.В Федеральный закон №142-Ф3 от 23 мая 2016 года «О внесении изменений в статьи 4 и 7 ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» внесены следующие положения:
— усиления роли РТК при разработке проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в сфере социально трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
— направление проектов таких нормативно-правовых актов на рассмотрение в РТК, которая в течение 30 дней должна принять решение по итогам рассмотрения.
— устанавливает участие координаторов сторон РТК, представляющих общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов, на заседания Правительства Российской Федерации, при рассмотрении вопросов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономическими отношений.
Как говорится, комментарии здесь излишни, а вот выводы и откорректированные предложения по совершенствованию всей системы социального партнерства нам необходимо сделать общими усилиями. Альтернативы социальному партнерству нет, а внести коррективы требует сама жизнь.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Критики и предложений в адрес малоэффективной работы Республиканской трехсторонней комиссии раздается немало. Во избежание бесполезной переписки, от имени РОП «Казахстанская Конфедерация Труда», прошу помочь в практической реализации наших предложений
С уважением,
Генеральный секретарь
Казахстанской Конфедерации Труда Мурат Машкенов