За достойную заработную плату

Кажыкен: ФПРК неэффективна и это опасно для общественной стабильности

Публикация на Platon.asia материала “Зачем профсоюзам Казахстана Ералы Тугжанов?” вызвала широкий общественный резонанс. Большинство читателей сошлись во мнении, что работа ФПРК не является эффективной и смена председателя ничего по большому счету ни организации, ни защите прав трудящихся не даст. У доктора экономических наук Мейрама Кажыкена свое мнение на этот счет.


— Как вы считаете, как обстоит дело с профсоюзным движением в Казахстане? Можно ли считать ФПРК эффективной организацией?

— Профсоюзы в Казахстане есть, и этот факт невозможно отрицать. Что касается профсоюзного движения, то с этим надо разобраться подробнее. Во-первых, что такое профсоюзное движение? Это процесс, это развитие профсоюзов, поэтапное изменение его статуса и уровня влияния на социальные и экономические явления. Во-вторых, профсоюзное движение это массовость членов, которые солидарно участвуют в принятии решений, влияющих на судьбы тех, для кого вопросы оплаты и условий труда являются критически важными. В-третьих, это влиятельность профсоюзов как стороны социального партнерства, как крупнейшей общественной организации в системе гражданского общества. Если оценивать профсоюзное движение по этим трем критериям, то в целом по Казахстану профсоюзное движение развито слабо.

Сегодня в Казахстане три общественных объединения профсоюзов: «Казахстанская конфедерация труда», Содружество профсоюзов «Аманат» и «Федерация профсоюзов Республики Казахстан». Если два первых динамично развиваются, пополняя свои ряды и расширяя ареал влияния, то последний год-за годом сдает свои позиции и буквально тает на глазах. Федерация профсоюзов становится неэффективной организацией, что опасно для общественной стабильности. Нынешнее лето предоставило нам два доказательства. Первое — провальное участие представителя от Федерации на прошедших президентских выборах, который набрал около 170 тыс. голосов при том, что официально в рядах этой республиканской организации числится почти 2 млн. человек. Второе доказательство – драматические события на Тенгизе, которые зрели годами при попустительстве Федерации профсоюзов, а также ее отраслевых и территориальных структур.


— Что необходимо для того, чтобы авторитет профсоюзных организаций в Казахстане вырос? Возможно ли в нынешней ситуации сделать ФПРК более независимой организацией? Какие условия для этого должны быть созданы?

— Это зависит, прежде всего, от профсоюзных лидеров, от их активности, смелости и даже порядочности. Многие, если не большинство, профсоюзных лидеров, по сути, таковыми не являются. Они зачастую подстраиваются под работодателей, поскольку так удобнее, и тем самым поступают нечестно по отношению к своим коллегам, которые им доверили защищать свои интересы и права. Почему так происходит? Для ответа надо разбираться в законодательстве.

Теоретически Федерацию профсоюзов можно сделать независимой организацией. Разумеется, осуществить на практике это чрезвычайно сложно. Надо чтобы эту организацию возглавил избранный большинством членов генерального совета смелый и порядочный лидер, знающий систему профсоюзов изнутри. Какие условия нужны для того, чтобы профсоюзы были независимыми? В первую очередь, невмешательство государства, но при этом твердая позиция как стороны социального партнерства, контроль за исполнением норм законодательства. Законность – важное условие. Если государство будет строго следить за соблюдением законодательства в сфере профсоюзов – начнутся серьезные изменения.


При всех сложностях я убежден, что невозможно остановить развитие профсоюзного движения, которое идет полным ходом.  


— Нужно ли ФПРК иметь статус политической организации?

— Убежден – профсоюзы не должны быть политической организацией, но и не должны быть вне политики. Профсоюзы защищают интересы работников и рабочих любых взглядов и ориентаций, но вместе с тем у них должна быть возможность для законодательных инициатив. Такую возможность должен предоставлять институт социального партнерства. Именно на площадке республиканской трехсторонней комиссии республиканским объединениям профсоюзов необходимо предоставить возможность инициировать изменения и дополнения в законодательство через своего партнера в лице правительства.

В мире много разных примеров, в том числе успешных и неуспешных. Страны и их политические культуры чрезвычайно разнообразны. Мы должны развиваться, адаптируя лучшие и прогрессивные практики, но опираясь на собственные способности. Надо развиваться быстро, обдуманно и осмотрительно.


— Кто, по вашему мнению, должен возглавить профсоюзное движение в данный момент?

— Неверная постановка вопроса. Профсоюзное движение не может возглавить один человек. Во-первых, в стране три республиканских объединения, каждое из которых имеет свои членские организации, свои стратегии и планы. Другое дело, если они опираются на эффективное законодательство и на принципы демократии. Во-вторых, это не лидерская организация, а институт, развивающийся за счет энергии и целеустремленной активности тысяч мужчин и женщин, заинтересованных солидарно решать общие и частные проблемы. Поэтому отвечу так: чтобы в Казахстане появилось мощное профсоюзное движение, должны быть современные институты и тысячи профсоюзных лидеров в коллективах. В свою очередь, это означает, что необходим новый закон о профсоюзах, а также закон о социальном партнерстве. Если профсоюзы на всех уровнях будут возглавлять реальные лидеры, избранные на основе демократичных процедур своими членами, и если они будут придерживаться обязанностей, прописанных в законах и опираться на нормы закона о социальном партнерстве – тогда отпадет вопрос о личности общего лидера. Что касается Федерации профсоюзов, то я знаю человека, который не только способен, но и достоин возглавить эту пока еще крупнейшую общественную организацию Казахстана. Если потребуется, то я поддержу его.

— Насколько оптимальна на сегодняшний день структура ФПРК (Центральный аппарат, территориальные объединения, отраслевые, первичные)?

— Структура Федерации профсоюзов состоит из отраслевых объединений профсоюзов, которые, кстати, являются ее учредителями. Также есть территориальные объединения, которые, на мой взгляд, являются пережитками прошлого. Территориальные подразделения имеют смысл для отраслевых профсоюзов как структуры, решающие проблемы работников и коллективов с участием региональных властей.

— Должны ли объединиться ныне конкурирующие между собой профсоюзные организации (ФПРК, “Аманат”, “Конфедерация труда”)? Нужна ли конкуренция в среде профсоюзов в том виде, в котором она есть сейчас в РК?

— В середине 2018 года два республиканских и десять отраслевых объединений профсоюзов создали Координационный совет, который функционирует до сих пор. Мне посчастливилось участвовать в этом проекте. Мы разработали предложения по улучшению системы оплаты труда в Казахстане и ратификации Конвенции МОТ №131 об установлении минимальной оплаты труда. Не буду пересказывать, что нами сделано за год. Многие материалы выложены на моей страничке в facebook «За достойную оплату труда» и на сайте www.mssi.kz.

Объединяться не нужно. Но солидарно поддерживать друг друга мы обязаны. Можно временно координировать действия для решения общих задач, которых немало. Например, добиться ратификации ключевых конвенций МОТ и достойной заработной платы для всех работников, участвовать в обсуждении мер социальной и экономической политики, инициировать внесение изменений и дополнений в законодательство. Общих задач много, и республиканским объединениям профсоюзов надо уметь согласовывать свои действия в отношениях с социальными партнерами, прежде всего с правительством.

Должна быть здоровая конкуренция не только между республиканскими объединениями профсоюзов, но и между отраслевыми. Как говорят экономисты, профсоюзы оказывают работникам общественные услуги. Кто окажется успешнее, чьи услуги будут лучше, у того будет больше членов профсоюзов, соответственно, больше финансовых ресурсов.

Пользуясь возможностью, скажу, что конце июня наш Координационный совет внес в Правительство Обращение об улучшении системы оплаты труда подписанное 15 тыс. членов профсоюзов. Правительство оставило обращение без ответа, но прислало нам бесполезную отписку за подписью директора департамента внутреннего аудита Минтруда. Это наглядный образец непрофессионального отношения министерства к вопросу повышения благосостояния населения Казахстана. Но мы продолжим добиваться своей цели – обеспечение достойной заработной платы, и, вероятно, более радикальными способами. 


Аналитический отдел Platon.asia

Фото nb.kz

Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Закрыть