Выступление советника Генерального секретаря Казахстанской конфедерации труда М.Кажыкен. 11.06.2021.
Уважаемый Ералы Лукпанович.
Уважаемые социальные партнеры и коллеги.
Я выскажу позицию Казахстанской конфедерации труда по трем аспектам Генерального соглашения.
Первое. О системе оплаты труда Республики Казахстан. Ее у нас нет. Это неоспоримый факт. Приведу всего три аргумента. Никто не может объяснить экономическую природу минимального размера оплаты труда равного 42 500 тенге. Никто не может объяснить экономическую природу базового должностного оклада равного в 17 697 тенге. Никто не сможет найти нормативную правовую базу грейдовой системы оплаты труда. Это только небольшая часть аргументов. Мы во исполнение Генерального соглашения в начале июня внесли в минтруда свои предложения по реформированию системы оплаты труда. Надеемся, что обсуждение предложений начнется в ближайшие дни и пройдет заинтересованно, на высоком профессиональном уровне.
Одной из важнейших задач реформирования системы оплаты труда является проведение консультации по ратификации Конвенции МОТ №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». Данная задача сформулирована в подпункте 1) пункта 6 Генерального соглашения. Для ее исполнения 4 июня подписан приказ министра труда и социальной защиты населения. У нас есть ряд принципиальных замечаний по данному приказу. Во-первых, в приказе рабочей группе поручено в срок до 31 декабря внести предложения о целесообразности ратификации 131-ой Конвенции МОТ. Но в Генеральном соглашении нет слова «целесообразность». Должен подчеркнуть, что мы не сомневаемся в целесообразности ратификации. Вопрос в другом: как будем совершенствовать систему оплаты труда, в частности методику оценки потребительской корзины, а также минимального размера оплаты труда? Во-вторых, в приложении к приказу дан состав рабочей группы по проведению консультаций. Из 61-го члена рабочей группы 17 человек — работники государственных органов, 30 человек — преимущественно представители работодателей и всего 14 человек от профсоюзов. Как видим, отсутствует паритет. И наконец, предложения о «целесообразности ратификации Конвенции» министр приказывает внести лично ему, но не в министерство или министру. Так и записано: «внести мне». Если до конца года министр Серик Шапкенов получит новое высокое назначение, то кому будем вносить предложения? Просим внести соответствующие изменения в приказ, но при этом не задерживая начало консультаций.
Второе. О развитии социального партнерства. В Генеральном соглашении приоритетом обозначено развитие социального партнерства. Это верно. Без института социального партнерства невозможно реформировать ни экономику, ни социальную сферу. К сожалению, у нас нет реального социального партнерства. Подчеркиваю – нет реального социального партнерства. Оно формально и в урезанном виде есть в Трудовом кодексе. Совершенно очевидно, что необходимо создавать институт двустороннего социального диалога в форме бипартизма. Он должен служить основой трипартизма. Начало уже положено. Два республиканских объединения профсоюзов и одно республиканское объединение работодателей приступили к созданию диалоговой площадки. Уважаемый Ералы Лукпанович, просим Вас обратить внимание на это начинание и поддержать инициативу двух социальных партнеров. Институт бипартизма будет одной из точек опоры для деятельности правительства. Более того, создание такого института прописано в Генеральном соглашении.
Третье. Об ускорении рассмотрения новой редакции положения об РТК. Сегодня заседание проходит по положению, принятому в июне 2001 года, то есть 20 лет назад. За это время поставлен на утрату закон «О социальном партнерстве», приняты Трудовой кодекс 2007 и 2015 года, а в ныне действующий уже внесены более ста существенных изменений и дополнений. Однако трехстраничное положение оказалось живучим. Мы в феврале прошлого года и в марте текущего года внесли в минтруда проект нового положения об РТК. Несмотря на то, что принятие нового положения прописано в Генеральном соглашении, работы по обсуждению проекта до сих пор не начались.
Уважаемые социальные партнеры. Я строго следовал регламенту, поэтому был предельно краток. Вопросов много и самый главный – когда мы наконец приступим к реализации Генерального соглашения. Через три недели закончится первое полугодие, а рабочие группы до сих пор не начинали свою деятельность.
Я закончил свое выступление. Благодарю за внимание.