НовостиСоциальное партнерство

Социальный диалог и переходный период в политике.

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог: 

тематические вопросы. 

Раздел II. Социальный диалог и переходный период в политике.

Политические перемены влекут за собой различные преобразования – от создания новых институтов и учреждений до проведения социально – экономических и политических реформ, а также необходимость удовлетворения часто противоречащих друг другу требований различных заинтересованных сторон. В то же время как в ряде стран существует противостояние изменениям, можно также привести и положительные примеры того, как социальный диалог и трипартизм, помогли странам – участницам в решении социальных, экономических и политических проблем в трудный период преобразований, гарантируя мирный переход к демократии и правовой рыночной экономике. 

  1. Определение понятия «переходный период»

Термин «переходная экономика» часто употребляется для описания процесса экономических преобразований в странах, которые переходят от социалистической системы к системе рыночной экономики. Вместе с тем, переходный период также может означать переход от авторитарного режима, включая власть военного правительства, к политическому плюрализму и правовой рыночной системе. 

В 1990-е годы ряд стран Центральной и Восточной Европы, которые на сегодняшний день присоединились к Европейскому Союзу, называли странами переходного периода. Аналогичным образом в конце 1980-х – 1990-х годах ряд стран, таких как Аргентина, Чили, Панама и Уругвай, переживали процесс перехода от военного режима к демократической системе.

С политической точки зрения переходный период подразумевает разнообразные изменения, начиная с создания новых институтов и заканчивая проведением фундаментальных социально – экономических и политических реформ, а также необходимость удовлетворения многочисленных и часто противоречащих друг другу требований различных заинтересованных сторон. В то время как некоторые страны сопротивлялись изменениям, имелись и удачные примеры того, как социальный диалог и трипартизм помогли государствам-членам справиться с различными социальными, экономическими и политическими проблемами в критический период трансформации, что способствовало мирному переходу к демократии и правовой рыночной экономике, основанной на принципах права.

  1. Построение трипартизма в Центральной и Восточной Европе

Десяти странам Центральной  Восточной Европы (ЦВЕ) удалось в целом успешно осуществить переход от плановой экономики к демократии и рыночной экономике, а затем и к членству в Европейском Союзе с минимальными трудностями. В этих странах трехсторонние органы были созданы непосредственно после краха коммунистической системы с целью примирения противоречивых интересов сторон, которые не признавались в рамках действовавшей системы. Такие органы играли стабилизирующую роль в сложных экономических условиях, развалом производственной системы и структур социальной защиты, значительным повышением уровня безработицы, резким понижением реального уровня доходов и заработной платы и, как вследствие, широким распространением бедности. В то же время они предоставляли возможность появляющимся организациям работников и работодателей оказывать влияние на процесс реформ, что способствовало повышению их легитимности и значимости как социальных партнеров. В целом они доказали свою эффективность в качестве инструментов управления. 

Позднее, в период расширения ЕС, трехсторонние учреждения социального диалога также доказали свою эффективность в качестве действенных инструментов управления. Они дали возможность социальным партнерам принимать участия вначале в формировании процедуры вступления в ЕС, а затем – в подготовке программы сближения для присоединения к Экономическому и валютному союзу.

МОТ сыграла ключевую роль в консультировании стран ЦВЕ по вопросам трудовых отношений и социальных реформ, оказании помощи в создании организаций работников и работодателей, укреплении потенциала органов регулирования вопросов труда и создании трёхсторонних учреждений социального диалога. Европейский Союз сыграл еще более важную роль в формировании трудовых отношений и социальной политики стран ЦВЕ, в первую очередь благодаря более значительным финансовым ресурсам. Эта заслуга отмечалась как особо важная социальными партнерами в данном регионе.

  1. Латинская Америка. Социальный диалог и историческая роль социальных партнеров в переходе к демократическому режиму (конец 1980-х – 1990-е годы)

В данном регионе трипартизм был базовым инструментом принятия новых экономических условий во времена, когда социальное согласие находилось под угрозой в результате структурной перестройки и перехода от диктатуры к демократии.

В апреле 1990 года, сразу после падения режима военного правления, в Чили было подписано рамочное трехстороннее соглашение под названием «Чили, историческая возможность» между новым демократическим правительством и ключевыми организациями работодателей и работников. Политическую важность данного соглашения, несомненно, трудно переоценить, поскольку оно означало утверждение руководящим органом по вопросу труда перехода от диктатуры к политическому плюрализму. В результате между 1990 и 1995 годами в стране наблюдалось очень мало трудовых споров и забастовок. Рамочное соглашение было комплексным, в нем говорилось о всеобщем признании необходимости экономического развития в направлении демократии и равенства, а также обеспечения социального мира участниками трехстороннего партнерства. 

В Панаме национальные механизмы социального диалога начали свою работу в период политических изменений 1990-х годов, что послужило стимулом для двух ключевых процессов социального диалога, известных как Bambitos и Coronados. В 1993 году на Собраниях национального единства и развития (известных как Bambito) были инициированы консультации между субъектами социальных и политических отношений в рамках подготовки к первым демократическим выборам 1994 года. Таким образом, широкий круг социальных субъектов, включая представителей политических партий, социальных партнеров и организаций гражданского общества, получили возможность обсудить вопросы, представляющие для них общий интерес. В центре обсуждений находились экономические и социальные проблемы, а также институциональные реформы, с которыми Панама столкнулась в процессе перехода к демократии. В ходе последующих совещаний заинтересованные стороны продолжили обсуждение путей консолидации и развития демократической системы. На совещаниях Coronado обсуждался в основном вопрос о том, каким образом различные заинтересованные стороны могут сотрудничать в рамках управления Панамским каналом. Ряд совещаний привели к соглашению по поводу законопроекта в отношении использования канала. В ходе таких совещаний был выработан эффективный механизм содействию диалогу между социальными партнерами, другими заинтересованными сторонами и правительством. Они помогли обеспечить благоприятные условия и уверенность в процессе перехода к демократии.

  1. Африка

Страны Африки к югу от Сахары обратились к социальному диалогу и трипартизму как к инструментам поиска консенсуса и обеспечения репрезентативного управления в переходный период. Например, для Южной Африки начало 1990-х годов стало временем фундаментальных политических перемен. Социальный диалог, трипартизм и коллективные переговоры сыграли решающую роль в структурной перестройке страны и ее плавном переходе к демократии. Переходу к демократической системе способствовали широкая представленность профсоюзов и крепкий фундамент социального диалога, подтверждением чему стало создание в 1994 году трехстороннего Национального совета по экономическому развитию и труду (НСЭРТ). В рамках работы НСЭРТ социальные партнеры приняли на себя обязательства в отношении достижения консенсуса с правительством по существенным вопросам, включая вопросы содействия инвестициям, достойного труда и сокращения бедности. Кроме того, специальные пакты, такие как «Laboria Minute», стали ключевыми шагами на пути страны к обеспечению участия всех граждан в процессе принятия решений.

В Нигере институционализация социального диалога путем создания Национального комитета социального диалога способствовала расширению принципов демократии в процессе формирования государственной политики, что коснулось, в частности, разработки законодательной базы и управления государственными делами. Практически всегда политические документы разрабатываются и принимаются при участии – на том или ином этапе – соответствующих заинтересованных сторон (правительства, организаций работодателей, профсоюзов, организаций гражданского общества). такой основанный на участии всех заинтересованных сторон подход применялся в ходе подготовки ключевых документов, в том числе документов о стратегии сокращения масштабов бедности, программы развития образования и программы развития здравоохранения сроком на десять лет (при этом материалы разрабатывались, оценивались и утверждались комитетами, в которых были представлены все стороны).

  1. Арабские государства

После того как в январе 2011 года развернулись события, получившие название «арабская весна», ряд стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), такие как Египет и Тунис, вступили на путь перехода к демократии. Перед этими странами стоит непростая задача построения основ демократического общества вместо авторитарных режимов наряду с преодолением серьезных экономических и социальных проблем. В этом им могут помочь социальный диалог и трипартизм.

Например, 14 января 2012 года в Тунисе был заключен социальный договор между правительством и социальными партнерами. Согласно этому договору трехсторонние партнеры взяли на себя обязательства по созданию Национального совета по социальному диалогу и проведению ряда реформ в экономической и социальной сфере для достижения целей революции 2011 года в отношении социальной справедливости и инклюзивного экономического развития. 

Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть