Роль социального диалога во времена экономического кризиса.
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог:
тематические вопросы.
Раздел I. Роль социального диалога во времена экономического кризиса.
Экономические и финансовые кризисы — это периодически повторяющиеся явления. Они ставят сложные вопросы перед правительствами и социальными партнерами различных стран мира. Они приводят к тяжелым экономическим и социальным последствиям как для работодателей, так и для работников и могут представлять угрозу для социального согласия в обществе. Правительства не могут справиться с последствиями кризисов в одиночку путем принятия односторонних решений; напротив, для решения указанных проблем необходимы совместные усилия, основанные на эффективном сотрудничестве между трехсторонними партнерами.
Участие социальных партнеров в разработке и применении антикризисных мер и реформ играет ключевую роль в поиске необходимого баланса между макроэкономической стабильностью, с одной стороны, и ростом занятости и защитой наиболее уязвимых слоев населения – с другой. В критические периоды экономических потрясений и трудностей диалог доказал свою эффективность в качестве инструмента сбалансированного урегулирования кризиса и ключевого средства управления с учетом происходящих изменений. Он может помочь проводить преобразования и реформы, необходимые во время кризиса, соблюдая при этом принципы справедливости и равенства.
1. Правовые акты МОТ
В ответ на глобальный финансовый и экономический кризис 2008 года в июне 2009 года на своей 100-ей сессии в Женеве МОТ приняла Глобальный пакт о рабочих местах (ГПРМ). Данный пакт представляет собой глобальный политический документ, призванный справиться с воздействием кризиса на социальную сферу и сферу занятости.
Глобальный пакт о рабочих местах, принятый единогласно в результате трехсторонних обсуждений и дебатов, призывает государства – члены МОТ при разработке мер преодоления кризиса центральное место отводить возможностям обеспечения достойного труда. В документе представлены стратегии, направленные на сохранение рабочих мест, которые страны могут адаптировать с учетом своих национальных потребностей. В нем подчеркивается, что «в первую очередь в периоды повышения социальной напряженности жизненно важное значение имеет социальный диалог на всех уровнях». Кроме того, в документе говорится, что «социальный диалог является прочной основой обеспечения заинтересованности работодателей и работников в совместных действиях с правительствами, что необходимо для преодоления кризиса и обеспечения устойчивости процесса восстановления экономики». Глобальный пакт о рабочих местах был утвержден международными объединениями, в частности ЭКОСОС.
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) утвердил Глобальный пакт о рабочих местах на основной сессии высокого уровня 2009 года путем принятия Резолюции ООН Е/2009/L.24 и призвал государства – члены в полной мере применять Пакт при разработке планов восстановления после кризиса. На саммите Группы 20, который прошел в Питтсбурге (США) в ноябре 2009 года, мировые лидеры приветствовали данный пакт как «программу достижения будущего экономического роста с ориентацией на обеспечение занятости». |
На национальном уровне правительства и социальные партнеры в ряде государств – членов провели переговоры с целью достижения соглашения в отношении мер, направленных на смягчение последствий кризиса для работодателей и работников и содействие восстановлению экономики, как показывает пример Болгарии (ниже).
Болгария. Национальный пакт о рабочих местах. |
В феврале 2010 года Министерство труда и социальной политики Болгарии, организации работодателей и работников и МОТ пришли к согласию в отношении сотрудничества, направленного на преодоление последствий экономического кризиса в сфере занятости, в рамках выполнения Глобального пакта о рабочих местах. В краткосрочном периоде МОТ оказала помощь участникам трехстороннего партнерства Болгарии в пересмотре мер борьбы с кризисом и восстановления экономики в соответствии с принципами и стратегиями, содержащимися в Пакте. В долгосрочном периоде техническая помощь МОТ охватывала следующие сферы: профессиональное обучение, методы и политика в сфере образования, пенсионная политика и реформа, неформальный сектор экономики и временная работа, удаленная работа, трехстороннее сотрудничество на отраслевом и местном уровнях, выполнение Болгарией ратифицированных конвенций, а также другие вопросы по усмотрению правительства и социальных партнеров. 30 марта 2010 года Национальным советом по трехстороннему сотрудничеству было достигнуто трехстороннее соглашение, предусматривающее 59 согласованных антикризисных мер. В соглашении были закреплены меры, направленные на содействие занятости и стабильную работу предприятий, поддержку доходов семей и консолидацию государственного бюджета путем сокращения расходов и поиска новых источников доходов. |
Источник: ILO. 2011. Global Jobs Pact Country Scan: Bulgaria. |
Проведенная МОТ проверка в отношении кризисных мер, направленных на борьбу с глобальным кризисом 2008-2009 годов, показала, что страны с установившимися традициями социального диалога и действующими трехсторонними органами продемонстрировали удивительную выносливость в трудных обстоятельствах и способность достаточно успешно справляться с экономическими и финансовыми потрясениями. Что же касается стран, в которых отсутствовали эффективные системы трехстороннего социального диалога, они напротив, столкнулись со сложностями в мобилизации социальных партнеров и других заинтересованных сторон для быстрого и эффективного преодоления кризиса.
2. Уроки, извлеченные из прошлого опыта
Опыт показывает, что правительствам, действующим в одностороннем порядке, не удается ни справиться с причинами и последствиями кризиса, ни обеспечить социальную стабильность и восстановление экономики. Поиск действенных решений по преодолению экономического кризиса и ускорению восстановление экономики требует трехстороннего консенсуса в отношении как характера, так и направленности антикризисных мер. Механизмы социального диалога продемонстрировали дополнительные преимущества в оказании поддержки государствам – членам в решении сложных экономических и социальных проблем – таких как нестабильность трудового рынка и пробелы в системе социальной защиты – более гибко и конструктивно.
Пример ряда стран демонстрирует ценность социального диалога во времена экономических трудностей и его неоценимый потенциал в оказании поддержки трехсторонним партнерам в осуществлении координированных действий, направленных на преодолении проблем, с которыми столкнулись такие страны.
Значение социального диалога во времена кризиса. Примеры. | |
1970-1980-е гг., развитые страны | Преодоление рецессии в промышленно развитых странах |
1997-1998 гг., Азия | Борьба с финансовым кризисом в Азии |
1970-1980-е гг., Латинская Америка | Помощь странам Латинской Америки в преодолении экономического кризиса |
Начало 1990-х гг., Центральная Европа | Облегчение перехода от плановой к рыночной экономике |
2008 г., глобальный финансовый кризис | Смягчение последствий кризиса и ускорение восстановления экономики |
Источник: Rychly, L. 2009. Social dialogue in times of crisis: Finding better solutions (Geneva, ILO) |
Глобальный экономический кризис 2008 года |
Глобальный экономический спад 2008 года еще больше важность трехстороннего социального диалога между правительствами и организациями работников и работодателей как ключевого компонента стратегий восстановления после кризиса, при помощи которого социальные партнеры обеспечивают принятие мер по преодолению проблем сохранения рабочих мест и поддержания жизнеспособности предприятий. Во многих странах результатом трехсторонних консультаций по поиску способов и средств преодоления кризиса стало заключение национальных трехсторонних соглашений или достижение других коллективных договоренностей. Меры, разработанные в соответствии с указанными соглашениями и договоренностями, помогли соответствующим странам смягчить последствия кризиса и ускорить процесс восстановления экономики. Продуманные коллективные соглашения дали возможность социальным партнерам сохранить рабочие места и доходы работников, в то же время заботясь о стабильной работе предприятий. В некоторых странах в процессе социального диалога возникают сложности, связанные с преодолением разногласий во взглядах трехсторонних партнеров. Вместе с тем наличие политической воли и соблюдение взятых на себя обязательств позволяют трехсторонним партнерам преодолевать возникающие разногласия и продвигаться вперед в своем диалоге. |
Источник: ILO. 2010. Employment and social protection policies from crisis to recovery and beyond: A review of experience, and Statement of the Director – General at the ninth European Regional Meeting in Oslo, Norway, 8 – 11 April 2013. |
3. Возможные политические меры
В прошлом нередки были случаи, когда в фокусе антикризисных мер находились сохранение рабочих мест и защита доходов работников при одновременном обеспечении стабильной работы предприятий. Важно, чтобы антикризисная политика включала в себя сбалансированный набор мер, направленных на обеспечение согласия, эффективности и стабильности. Ниже приведен ряд мер, входивших в антикризисную политику:
- меры, направленные на стимулирование национальной экономики;
- продвижение договоренностей о делении рабочего места между несколькими работниками;
- возможности обучения;
- усиленная социальная защита;
- расширение социальных гарантий;
- защита лиц, работающих в условиях нетипичной занятости;
- финансовая поддержка программ, направленных на стабильную работу предприятий и повышение квалификации работников;
- инфраструктурные проекты.
Важно создавать эффективные механизмы мониторинга связанных с кризисом изменений на рынке труда и их социальных последствий в рамках трехстороннего партнерства. Такие механизмы мониторинга играют важную роль в обеспечении выполнения согласованных мер и проведения регулярной оценки их эффективности. Национальные трехсторонние учреждения, такие как экономические и социальные советы и консультативные советы по труду, могут использоваться как для определения необходимых мер национальной политики, направленных на преодоление кризиса, так и для последующего контроля их выполнения. Такие учреждения могут использоваться для того, чтобы извлекать уроки из опыта прошлых кризисов и принимать превентивные меры для обеспечения лучшей подготовки всех субъектов экономики к будущим кризисам и создания соответственно более благоприятных условий для их преодоления, как показано ниже на примере Кореи.
Республика Корея. Два кризиса |
Столкнувшись с суровыми последствиями азиатского финансового кризиса 1997 года и с требованиями соглашения с МВФ о резервном кредите, социальные партнеры и правительство вступили в долгие и сложные переговоры с целью поиска решения возникших проблем, особенно безработицы, увеличившейся в результате краха финансовой системы. В 1998 году правительством была создана Трехсторонняя комиссия Кореи (в настоящее время известная как Комиссия по экономическому и социальному развитию (КЭСР)), которая с правовой точки зрения была учреждена в виде консультативного органа при Администрации Президента. Наиболее широко известным результатом работы данной Комиссии стало подписание в феврале 1998 года социального пакта под названием «Социальный договор с целью преодоления экономического кризиса», в который вошло 90 положений. Результатом консультаций стало компромиссное решение по программе МВФ, что позволило избежать социальной нестабильности и дальнейшего ухудшения ситуации в стране. В Социальном пакте 1998 года рассматривался широкий круг трудовых, социальных и экономических вопросов. В частности, организации работников соглашались на снижение заработной платы и смягчение правил регулирования трудовых отношений. Работодатели также приложили усилия для сохранения рабочих мест и признания прав работников. Социальный пакт охватывал широкий круг вопросов, включая все планы в отношении национальных реформ и программы действий, направленных на преодоление кризиса. Такое компромиссное решение, принятое в период глубокого экономического кризиса, стало поворотной точкой в восстановлении экономики страны. Трехсторонний диалог на национальном уровне способствовал принятию ряда экономических и социальных мер, направленных на преодоление азиатского кризиса, а также на сохранение социальной стабильности в ситуации глубокого экономического спада. Дальнейшие пакты были приняты в 2004 году, однако сторонам не удалось эффективно следовать процедурам трехстороннего социального диалога. В производственных отношениях снова воцарились нестабильность и противоборство. На фоне массовых сокращений рабочих мест трудящиеся считали, что мер, принимаемых правительством, недостаточно для обеспечения прожиточного минимума для безработных граждан. Это привело к росту числа трудовых споров. Однако в феврале 2009 года, когда экономика Кореи ощутила на себе тяжелые последствия глобального финансового кризиса 2008 года, страна снова обратилась к помощи КЭСР, которой удалось подготовить соглашение не только с трехсторонними партнерами, но также и с общественными и религиозными организациями. Новый социальный пакт получил название «Соглашение между объединениями работников, работодателей, общественными группами и правительством по преодолению экономического кризиса». Начиная с 2008 года КЭСР оказывала поддержку в формировании государственной политики путем подготовки аналитических записок и содействия достижению консенсуса между трудящимися и руководителями предприятий по вопросам занятости и трудовых отношений. Из опыта Республики Корея можно извлечь важный урок. Учреждение трехстороннего социального диалога в стране было создано в период кризиса, и его работа имела определенный успех. Позднее отношения между социальными партнерами стали менее стабильными, и трехстороннее учреждение стало играть не такую важную роль. Можно было бы назвать это провалом. Однако в период возвращения тяжелого кризиса социальные партнеры смогли применить полученный ранее опыт и использовать действующее учреждение в форме форума для социального диалога. |
Источник: Korean Labor Foundation: http://www.koilaf.net/KFeng/engMain/main.php |
Чили. Меры трехсторонних партнеров по преодолению кризиса. |
В мае 2009 года в ответ на глобальный экономический кризис правительство страны, Конфедерация промышленников и предпринимателей, Конфедерация малых и средних предприятий и конфедерация работников (CUT) заключили национальное трехстороннее соглашение по вопросам занятости, образования и труда. Соглашение предусматривало ряд мер, рассчитанных на 12-месячный период и направленных на следующее: содействие сохранению рабочих мест на предприятиях;развитие навыков работников;защита безработных и помощь им в поиске новых рабочих мест на рынке труда;увеличение государственных расходов на инфраструктурные проекты;поддержка предприятий – особенно малых и средних – посредством налоговых льгот и предоставление доступа к кредитам и гарантиям. В соглашении также была предусмотрена реализация программы грантов для женщин. Оперативность, с которой указанные меры были приняты и начали внедряться, обеспечивалась быстрым достижением консенсуса между правительством Чили, работниками и работодателями в отношении способов и средств смягчения последствий глобального экономического кризиса. Участие работников и работодателей в различных программах, предусмотренных Трехсторонним пактом Участвующие работникиПредприятияРазрешение на обучение94431Сохранение рабочих мест2659210Обучение перед выходом на работу8440325Дотации на обучение женщин – глав семейОдобрен 19 001 планн/дДотации на трудоустройство молодежи 160 2674506 |
Источники: ILO. 2010. Employment and social protection policies from crisis to recovery and beyond: A review of experience, Report to G20 Labour and Employment Ministers Meeting, Washington, DC, April 2010, p. 58.Ghellab, Y. 2009. Recovering from the crisis through social dialogue, Dialogue in Brief No. 1 (Geneva, ILO). |