НовостиСоциальное партнерство
Некоторые стратегии успешного трипартизма
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Раздел Х. Какое содействие может оказать Международное бюро труда?
НЕКОТОРЫЕ СТРАТЕГИИ УСПЕШНОГО ТРИПАРТИЗМА Необходимо обеспечить эффективную реализацию свободы объединения и права на коллективные переговоры (в том числе ратификацию и выполнение Конвенций МОТ № 87 и 98).На организации работников и работодателей не должно оказываться политического давления, и органы государственной власти не должны без необходимости вмешиваться в их работу.Необходимо обеспечить применение и выполнение рекомендаций и соглашений, подготовленных трехсторонними учреждениями.Организации работников и работодателей должны быть как можно более представительными (например, объединения работодателей должны включать представителей малых предприятий и кооперативов; профсоюзы должны стремиться иметь в своем составе работников неформального сектора экономики, представителей этнических меньшинств и молодежь; кроме того, объединения должны стремиться к обеспечению гендерного баланса).Технический и организационный потенциал представителей правительства, объединений работников и работодателей необходимо развивать путем соответствующего обучения и реализации программ повышения квалификации.Должно быть установлено взаимное доверие, достигаемое путем регулярного взаимодействия социальных партнеров.Необходимо обеспечить функционирование эффективной структуры для поддержки НТСД, в том числе в области проведения исследований.На каждом совещании должен присутствовать кворум в размере не менее половины представителей каждого из партнеров.Необходимо отказаться от использования голосования и искать пути достижения консенсуса.Получать при необходимости помощь и рекомендации МОТ. |
ЧТО МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕПЯТСТВИЕМ НА ПУТИ УСПЕШНОГО ТРИПАРТИЗМА? В целом нарушение свободы объединения и права на коллективные переговоры;недостаточное понимание значения социального диалога, в том числе поиска компромисса;недостаточная координация, когда решения, принимаемые на национальном уровне, не могут надлежащим образом выполняться на нижних уровнях (на предприятии/на рабочих местах, на региональном и отраслевом уровне);недостаточная координация на уровне правительства между различными министерствами, принимающими участие в процессе социального диалога;слабые и непредставительные организации работников и работодателей;отсутствие надлежащим образом финансируемого учреждения НТСД, обеспеченного профессиональными кадрами;отсутствие четко определенных обязанностей, полномочий и параметров учреждения НТСД;неблагоприятное законодательство;созыв совещаний с краткосрочным уведомлением сторон;изменения в составе или комитета в ходе переговоров, что приводит к нарушению преемственности; недостаточная подготовка и нехватка надежных данных/статистики в отношении важных показателей экономической и социальной ситуации в стране;стремление достичь соглашения в слишком короткие сроки или же излишняя настойчивость в обеспечении единогласия, в результате чего переговоры могут зайти в тупик;достижение консенсуса «для вида», а не в действительности;недостаток надлежащих целенаправленных консультаций и невыполнение соглашений о проведении консультаций и переговоров;отсутствие законодательного признания или полномочий национальных трехсторонних механизмов;отсутствие возможностей выполнения соглашений и контроля такого выполнения. В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙотсутствие приверженности со стороны одного и более партнеров, недостаток образования или уровня знаний по соответствующим вопросам;отсутствие доверия и уважения между социальными партнерами;стремление социальных партнеров в первую очередь к сохранению уже имеющихся преимуществ и привилегий, а не к поиску путей совместного выявления и решения проблем;учет представителями сторон исключительно ситуации в их собственной отрасли или компании и неспособность увидеть более широкую картину;ситуация, при которой представители сторон слишком заняты своей работой и другими делами, чтобы полноценно уделять внимание работе трехстороннего органа, и недостаточное обучение по вопросам трипартизма;недостаточное участие малых предприятий и работодателей и представителей неформального сектора экономики;отсутствие финансирования и технической помощи организациям, в том числе недостаточная научно-исследовательская база. |
Трехсторонний социальный диалог(основополагающая ценность и задача МОТ) это инструмент расширения демократии и развития;это инструмент действенного социально-экономического управления;это инструмент преодоления кризиса и оздоровления экономики;это инструмент планомерного осуществления реформ и подготовки к изменениям;это инструмент предупреждения и разрешения споров и сокращения конфликтов;он обеспечивает условия для мирного разрешения конфликтов и предсказуемости законодательства, что способствует росту инвестиций. |