НовостиСоциальное партнерство

Определение повестки дня

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Раздел VI. Вопросы построения трехстороннего социального диалога и планирования работы.

Б. Определение повестки дня

Определение повестки дня социального диалога является важной составляющей управления трехсторонним процессом.
Опять же в данном случае существует несколько возможных вариантов развития событий.
Наиболее распространенные из них описаны ниже. Независимо от выбранного варианта все  задействованные стороны должны четко понимать, каким образом определяется повестка дня.  

а) Любой партнер. Любой партнер может внести вопрос в повестку дня. Этот подход может показаться «демократическим». В то же время при таком подходе на повестке дня может оказаться слишком много вопросов, что будет неэффективно.

б) Власть большинства. Вопрос может быть внесен в повестку дня большинством групп, представленных в трехстороннем органе. Однако, если одна из групп считает, что тот или иной вопрос обсуждается против ее воли, участие такой группы в обсуждении может быть очень ограниченным.

в) Консенсус. Правительство и социальные партнеры совместно согласовывают повестку дня. Этот метод является потенциально более эффективным и предпочтительным.

Определение повестки дня означает определение приоритетов. В этом отношении социальный диалог должен играть роль в определении приоритетных вопросов политики.

В идеале повестка дня НТСД должна планироваться на определенный период времени. Таким образом, социальные партнеры и правительство будут иметь в распоряжении достаточно времени для того, чтобы изучить соответствующие вопросы и узнать мнения других сторон. В целом заранее определенная повестка дня является основой более стабильной и систематической работы.

Вместе с тем должна обеспечиваться определенная гибкость, позволяющая при необходимости включать в повестку дня срочные вопросы. Кроме того, после определения повестки дня она должна распространяться между участниками или публиковаться, чтобы обеспечить последовательность в проведении совещаний.

В случае наличия трехстороннего учреждения исполнительный орган в тесном сотрудничестве с секретариатом должен осуществлять подготовку повестки дня и подавать ее на утверждение в ходе пленарной сессии.

Определение повестки дня. Практические рекомендации
Для подготовки повестки дня регулярного совещания секретариат трехстороннего органа должен собрать подборку:законопроектов, которые требуют подготовки заключения трехстороннего органа и которые находятся в процессе разработки (для этого необходимо поддерживать постоянный контакт с министерствами, занимающимися социальными вопросами, а также с Администрацией Премьер-министра);приоритетных вопросов правительства, особенно касающихся национальной политики в сфере труда и регулирования трудовых отношений;приоритетных вопросов социальных партнеров (всех вместе или по отдельности);других важных вопросов и тенденций в трудовой и социально-экономической сфере.
С учетом данной информации можно подготовить реалистичную программу работы и повестку дня для ежегодных совещаний. Программа работы позволяет своевременно определить вопросы, которые необходимо решить, и запланировать выделение необходимых ресурсов. именно на этом этапе секретариат трехстороннего органа может сыграть инициативную роль и дать новый толчок трехсторонним переговорам и социальному диалогу в целом.
Источник: Lecuyer, N.2003. Guide for Secretariats of National Tripartite Consultation Bodies in English-speaking African Countries (R. Pritzer ed.), In Focus Programme on Social Dialogue, Labour Law and Labour Administration, African Regional Labour Administration Center (Harare, ILO).

В. Цикл социального диалога

Социальный диалог представляет собой длительный процесс.

При определении повестки дня трехсторонних совещаний необходимо принимать во внимание, какие вопросы рассматривались в ходе предыдущих трехсторонних обсуждений и переговоров. Таким образом, обеспечение устойчивого социального диалога требует выполнения определенного цикла. Такой цикл должен представлять собой механизм, состоящий из нескольких этапов, а именно: (1) регулярных консультаций; (2) решений и соглашений; (3) выполнения соглашений; (4) мониторинга/ оценки.

Социальные партнеры должны принимать активное участие в реализации всех этих этапов. 

Ведение подробных записей дискуссий, а также подготовка согласованного протокола решений, который бы распространялся между всеми участниками, в последующем помогает избежать разногласий сторон.

Трехсторонний социальный диалог на национальном уровне. Возможные показатели интенсивности 

Уровень 1Максимальная интенсивность
Имеются данные о регулярных совещаниях и взаимодействии между социальными партнерами, а также существуют четкие и документально оформленные свидетельства их участия в принятии макроэкономических решений:имеются данные о проведении регулярных трехсторонних совещаний;могут быть предоставлены конкретные примеры национальных решений (в том числе в отношении заработной платы).

Уровень 2
Отсутствует регулярное сотрудничество между социальными партнерами, однако они взаимодействуют друг с другом по мере необходимости: результатом трехстороннего обсуждения являются решения по вопросам экономической и социальной политики.

Уровень 3
Нерегулярные встречи социальных партнеров проводятся в основном для обмена информацией и консультаций:социальные партнеры разрабатывают рекомендации, которые правительство может принимать или не принимать.
Уровень 4Социальные партнеры проводят встречи, однако не обсуждают существенных вопросов (псевдотрипартизм).
Уровень 5Социальные партнеры не участвуют в решении каких-либо вопросов на национальном уровне.
Источник: Kuruvilla, S. 2006. “Social dialogue for decent work”, in D. Ghai (ed.): Decent Work^ Objectives and Strategies (Geneva, IILS-ILO).
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Закрыть