Перечень вопросов для рассмотрения в рамках трехстороннего социального диалога
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Раздел VI. Вопросы построения трехстороннего социального диалога и планирования работы.
А. Перечень вопросов для рассмотрения в рамках трехстороннего социального диалога
1. Возможные вопросы для трехстороннего обсуждения на национальном уровне
Приведенный ниже перечень не является исчерпывающим, однако в нем содержится примерный список вопросов, которые могут рассматриваться в рамках трехстороннего социального диалога на национальном уровне.
а) Вопросы занятости и трудовых отношенийзаконы о труде и соблюдении трудового законодательства;установление уровня заработной платы, в том числе определение минимального размера заработной платы;урегулирование трудовых споров национального значения;свобода объединений;процедуры коллективных переговоров.б) Вопросы экономической политикипринципы макроэкономической политики и экономического роста;структурные изменения и трансформация экономики;денежно-кредитная политика;производительность и экономическая конкурентоспособность;налогообложение и фискальная политика;переход к рыночной экономике;региональная интеграция;программы структурных преобразований;реализация стратегии сокращения бедности;торговая политика. |
Привлечение субъектов «реальной экономики» к участию в социальном диалоге по экономическим и социальным вопросам имеет чрезвычайно важное значение для формирования и внедрения стратегии развития, обеспечивающей создание рабочих мест. Источник: ILO. 2013. Jobs, growth and social justice – Report of the Director-General, 9th European Regional Meeting (Oslo, April 2013). |
в) Создание рабочих местполитика на рынке труда (в том числе в рамках более широкого круга вопросов социально-экономической политики);создание рабочих мест на малых и средних предприятиях;жизнеспособные предприятия;политика обеспечения занятости;политика обучения и повышения квалификации;миграционная политика.г) Гендерное равенствоустранение гендерной дискриминации при устройстве на работу (в том числе неравенства в оплате труда мужчин и женщин);сексуальные домогательства и гендерное насилие на рабочем месте.д) Социальное обеспечение и социальная защитаВИЧ/СПИД и сфера труда;Реформа системы социального обеспечения и пенсионная реформа;Социальная защита;Охрана материнства.е) Условия работыбезопасность и гигиена труда;продолжительность рабочего дня;рабочее время;меры, позволяющие работникам совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;отпуск по уходу за ребенком.ж) Международные трудовые нормы и программы МОТЛюбой вопрос, охватываемый международными трудовыми нормами (МТН), может стать предметом НТСД.В странах, ратифицировавших Конвенцию МОТ № 144 о трехсторонних консультациях (1976) для содействия применению международных трудовых норм (а по состоянию на май 2013 года среди государств-членов МОТ насчитывалось 133 такие страны), должны действовать процедуры обсуждения вопросов, связанных с МТН (вопросы международных трудовых норм и социального диалога рассматриваются в Главе IX).В первую очередь подходящей темой для трехстороннего социального диалога являются страновые программы достойного труда (СПДТ), то есть программы работы и сотрудничества с МОТ в стране. СПДТ должны быть предметом трехсторонних обсуждений на национальном уровне на всех этапах (формирования, реализации и оценки). После их принятия СПДТ также являются каналом, посредством которого страна может получать техническую помощь в организации или укреплении процессов и институтов трехстороннего социального диалога. |
Япония. Трехстороннее соглашение об обеспечении занятости и стабильности рабочих мест (2009 год) |
В 2009 году в условиях глобального экономического кризиса и нехватки рабочих мест социальные партнеры и правительство приступили к трехсторонним консультациям с целью обеспечения стабильных трудовых отношений. В качестве ключевых средств достижения данной цели рассматривалось распределение рабочих заданий и поддержка малых и средних предприятий. После оживленных трехсторонних дискуссий (наблюдались различия во взглядах между организациями работников и работодателей относительно определения и условий соглашений о делении рабочих мест, а также внутри организаций работников) в марте 2009 года партнеры заключили Соглашение об обеспечении занятости и стабильности рабочих мест. В данном соглашении был предусмотрен ряд мер, направленных на сохранение рабочих мест посредством реализации договоров об их делении при помощи правительственных субсидий, которые должны были осуществляться на уровне предприятий после проведения консультаций между работниками и администрацией. Среди таких мер можно назвать (а) временную незанятость во избежание увольнений, (б) сокращение рабочего дня, (в) обучение и повышение квалификации и (г) временный перевод работников из одной компании в другую. Источник: Ghellab, Y. 2009. Recovering from the crisis through social dialogue, Dialogue in Brief No.1 (Geneva, ILO). |
Страновые программы достойного труда МОТ МОТ стремится к расширению возможностей мужчин и женщин получить достойную и продуктивную работу в условиях свободы, равенства, безопасности и уважения человеческого достоинства. На уровне стран МОТ ставит своей целью продвижение этих принципов посредством страновых программ достойного труда (СПДТ). СПДТ представляют собой платформу для обсуждения того, как МОТ и ее трехсторонние участники восполняют пробелы в обеспечении достойного труда и способствуют позитивным изменениям в политике и жизни мужчин и женщин в стране. Такие программы разрабатываются и реализуются с полноценным привлечением участников трехсторонних отношений. Правительства, организации работников и работодателей являются основными партнерами и заинтересованными сторонами СПДТ, и их роли должны быть четко определены. Их точки зрения должны быть зафиксированы документально. На этапе реализации программ также необходимо обеспечить активное вовлечение участников трехсторонних отношений. Участники должны проводить регулярный мониторинг и оценку достигнутых результатов. В некоторых странах этот процесс институционализирован при помощи национальных трехсторонних руководящих комитетов или подобных форумов. В случае наличия слабых сторон необходимо определить соответствующие меры для развития потенциала. Ключевой составляющей стратегии является развитие институционального потенциала участников трехсторонних отношений для разработки и реализации СПДТ. Это, в свою очередь, должно способствовать расширению их участия в планировании развития страны и активной роли в формировании национальной экономической и социальной политики. Источник: ILO. 2011. ILO Decent Work Country Programmes – A Guidebook, Version No. 3 (Geneva, ILO). |
2. Вопросы исключительно регионального и отраслевого характера
Кроме того, важно обозначить, какие вопросы не входят в сферу действия НТСД. Хотя вопросы исключительно регионального или отраслевого характера должны входить в сферу ответственности региональных или отраслевых трехсторонних органов, в некоторых случаях проведение трехстороннего социального диалога на национальном уровне может помочь регионам, областям или секторам в решении острых проблем. Кроме того, если проблема на региональном, областном или отраслевом уровне может повлечь за собой последствия для всей страны, она должна обсуждаться на национальном форуме.
Вопрос проведения трехстороннего социального диалога на региональном уровне более детально рассматривается в конце Части I настоящего руководства (Приложение).
Что касается отраслевого уровня, несколько раз в году представители органов государственной власти, организаций работников и работодателей из разных стран и регионов встречаются в штаб-квартире МОТ в Женеве для участия в трехсторонних отраслевых совещаниях на международном уровне и в работе международных форумов. Достижение консенсуса сторонами в ходе таких совещаний приводит к подготовке рекомендаций в отношении отраслевой политики и разработке соответствующих мер. Например, в 2013 году в МОТ прошли отраслевые совещания, посвященные Конвенции 2007 года о труде в рыболовном секторе (№ 188) и последствиям экономического кризиса для сектора гражданской авиации.
Европейский Союз. Принцип субсидиарности |
Для определения наиболее подходящего уровня принятия решений в той или иной сфере в Европейском Союзе применяется принцип субсидиарности. Этот принцип применяется не только к трехсторонним переговорам, но и к функционированию Европейского Союза в целом. Вместе с тем он может служить стимулом для трехсторонних участников. В соответствии со статьей 5 Договора о Европейском Союзе:(…) Союз в сферах, которые не относятся к его исключительной компетенции, действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели предполагаемого действия не могут достаточным образом быть достигнуты государствами-членами на центральном, региональном или местном уровне, но ввиду масштабов или последствий предполагаемого действия, могут быть скорее достигнуты на уровне Союза. Другими словами, никакие действия не должны осуществляться более крупной и сложной организацией, если они в равной мере могут быть осуществлены меньшей и более простой организацией. |