Новости

Депутатский запрос

Заместителю Премьер-Министра 

Республики Казахстан 

Тугжанову Е.Л.

Оглашен 08.09.2021 г. 

Депутатский запрос

Уважаемый Ералы Лукпанович!

В своем Послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев озвучил свое решение – с 1 января 2022 года увеличить минимальную заработную плату с текущих 42 500 до 60 000 тенге. 

Это важная инициатива, имеющая масштабный положительный мультипликативный эффект для миллионов казахстанцев. Депутаты Народной партии Казахстана неоднократно призывали Правительство увеличить размер МЗП, в том числе, уже в этом году. Мы, безусловно, поддерживаем это решение президента страны. 

Вместе с тем нельзя не отметить, что решение о повышении МЗП принято главой государства в ручном режиме. Хотя повышение МЗП должно было стать результатом постоянной системной работы Правительства в лице двух министерств – труда и социальной защиты населения, а также национальной экономики. Как мы видим, такая работа не велась. И более того, нет даже фундамента такой работы: на сегодня в Казахстане отсутствует методологически обоснованная, прозрачная и ясная система принятия решения о повышении МЗП в привязке к социально-экономическим реалиям и потребностям казахстанцев. Если спросить чиновников и многочисленных специалистов министерств и ведомств, почему МЗП равняется именно 42 500 или 60 000 тенге или иной другой сумме, какой расчет лежит в основе определения этим сумм, мы вряд ли услышим внятный и аргументированный ответ. И наверняка они не смогут однозначно ответить на вопрос, почему МЗП повышается раз в три года, а цены на продукты питания и услуги, коммунальные тарифы и в целом жизнь дорожают ежедневно!  

Пассивность и бездействие Министерства труда и социальной защиты населения РК и Министерства национальной экономики, бессистемность и ситуативность их подхода к этому вопросу имеют как результат ухудшение социально-экономического положения населения, рост бедности и неравенства.   

Между тем, министерствам и в целом Правительству даже не нужно самостоятельно искать выход из ситуации. Решение этой системной проблемы очевидно, давно известно, и заключается в необходимости скорейшей ратификации Конвенции Международной организации труда №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран», принятой в 1970 году.

Эта Конвенция закладывает систему защиты наемных работников от неоправданно низкой заработной платы, кроме того, содержит предложения о процедуре установления минимальной заработной платы.

Так, статья 3 данной конвенции гласит, что при определении уровня МЗП должны учитываться потребности не только самих работников, но и их семей, также должны быть приняты в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп. Помимо этого, в работе по определению уровня МЗП должны присутствовать экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

Здесь есть два варианта расчетов. Один вариант – брать за основу расчетов достаточную потребительскую корзину. Говоря просто, в этом варианте, считая размер МЗП, министерства будут брать в расчет не только свои планы, но и нужды людей, и тогда мы можем получить совсем другую сумму – ближе к реальности. Например, наш отечественный Институт исследований современного общества провел социологический опрос и выявил, что на потребности одного человека в Казахстане необходимо 89 318 тенге в месяц. (Что ближе к тому размеру МЗП, к которому призывала Народная партия Казахстана).

Второй вариант – при расчетах МЗП использовать Индекс Кейтца (англ. Kaitz index). Это экономический показатель, который представляет отношение установленной законом минимальной заработной платы к усреднённой (медианной) заработной плате. 

Международный валютный фонд предлагает считать средним значение индекса Кейтца для стран ЕС на уровне 60%, и в большинстве стран Евросоюза индекс имеет такое значение. Более низкий показатель свидетельствует о занижении официального минимального уровня оплаты труда по сравнению со средней заработной платой (а занижение это чревато, в том числе, малыми пенсионными отчислениями). 

По рекомендациям Международной организации труда, Индекс Кейтца должен составлять 50%. С 1 января 2021 года в России методика расчёта минимальной заработной платы изменилась – теперь она не может быть ниже 42% от медианной заработной платы, что в течение нескольких лет переходного периода должно вывести для России индекс Кейтца на уровень 42%. В Казахстане до 1 сентября текущего года индекс Кейтца составлял 30% (с обновленным показателем достигнем 42%, но как надолго и насколько устойчиво, неизвестно). 

Все это может быть учтено и проработано в рамках ратификации и исполнения 131-й конвенции МОТ. Это необходимый шаг и это понимают профсоюзы и объединения работодателей – благодаря их активной позиции в Генеральное соглашение между Правительством РК, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями профессиональных союзов на 2021-2023 годы вошла задача консультаций по ратификации Конвенции МОТ №131. В рамках Генсоглашения стороны договорились, что Правительство Республики Казахстан:

1) создаст в первом квартале 2021 года рабочую группу с утверждением Плана работы по проведению консультаций по вопросам ратификации Конвенции Международной организации труда № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран», в том числе, по вопросу ежегодной индексации заработной платы;

2) утвердит Дорожную карту по рассмотрению вопроса повышения размера минимальной заработной платы, в том числе путем его ежегодной индексации. 

Но, вопреки тому, что Генеральное соглашение содержит ясную позицию по ратификации 131-й конвенции МОТ, в приказе министра труда и социальной защиты от 4 июня 2021 года предлагается «до 31 декабря внести предложения о целесообразности ратификации 131-й Конвенции МОТ» (?!). То есть вопрос ставится не о консультациях и дальнейшем принятии конвенции, а о ее целесообразности! Тогда как в Генеральном соглашении не рассматривается целесообразность, позиция профсоюзов, в том числе Казахстанской конфедерации труда и Содружества профсоюзов Казахстана «Аманат», миллионов их членов и Народной партии Казахстана заключается в том, что Конвенцию необходимо ратифицировать. Это станет первым шагом в совершенствовании системы оплаты труда в стране.

        Депутаты фракции Народной партии Казахстана считают, что приоритетом государственной политики, должна стать реальная защита интересов трудящихся казахстанцев и их семей!  

Мы предлагаем:

  1. Правительству РК в лице Министерства труда и социальной защиты населения РК в кратчайшие сроки инициировать ратификацию Конвенции Международной организации труда №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран».  
  2. Правительству РК – разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы Министерства труда и социальной защиты РК показатель системности и методологической обоснованности работы по повышению МЗП в соответствии с социально-экономической ситуацией в стране. 
  3. Правительству РК – разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы Министерства национальной экономики РК – показатель ежегодного реального роста доходов населения страны и повышения качества его жизни. 
  4. Разработанные показатели должны стать одними из ключевых при оценке работы вышеуказанных министерств. 
  5. В случае безынициативности МТСЗН и затягивании сроков ратификации Конвенции Народная партия Казахстана инициирует ратификацию 131 Конвенции МОТ при поддержке профсоюзов и объединений работодателей.

Депутаты фракции

«Народной партии Казахстана»

Е.В. Смайлов

А.О. Конуров

Ж.А. Ахметбеков

Ф.К. Каменов

Г.З.  Кулахметов

А.А. Милютин

А.М. Паяев

С.Н. Решетников

А.А. Скакова

И.В. Смирнова

Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть