Депутатский запрос
Заместителю Премьер-Министра
Республики Казахстан
Тугжанову Е.Л.
Оглашен 08.09.2021 г.
Депутатский запрос
Уважаемый Ералы Лукпанович!
В своем Послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев озвучил свое решение – с 1 января 2022 года увеличить минимальную заработную плату с текущих 42 500 до 60 000 тенге.
Это важная инициатива, имеющая масштабный положительный мультипликативный эффект для миллионов казахстанцев. Депутаты Народной партии Казахстана неоднократно призывали Правительство увеличить размер МЗП, в том числе, уже в этом году. Мы, безусловно, поддерживаем это решение президента страны.
Вместе с тем нельзя не отметить, что решение о повышении МЗП принято главой государства в ручном режиме. Хотя повышение МЗП должно было стать результатом постоянной системной работы Правительства в лице двух министерств – труда и социальной защиты населения, а также национальной экономики. Как мы видим, такая работа не велась. И более того, нет даже фундамента такой работы: на сегодня в Казахстане отсутствует методологически обоснованная, прозрачная и ясная система принятия решения о повышении МЗП в привязке к социально-экономическим реалиям и потребностям казахстанцев. Если спросить чиновников и многочисленных специалистов министерств и ведомств, почему МЗП равняется именно 42 500 или 60 000 тенге или иной другой сумме, какой расчет лежит в основе определения этим сумм, мы вряд ли услышим внятный и аргументированный ответ. И наверняка они не смогут однозначно ответить на вопрос, почему МЗП повышается раз в три года, а цены на продукты питания и услуги, коммунальные тарифы и в целом жизнь дорожают ежедневно!
Пассивность и бездействие Министерства труда и социальной защиты населения РК и Министерства национальной экономики, бессистемность и ситуативность их подхода к этому вопросу имеют как результат ухудшение социально-экономического положения населения, рост бедности и неравенства.
Между тем, министерствам и в целом Правительству даже не нужно самостоятельно искать выход из ситуации. Решение этой системной проблемы очевидно, давно известно, и заключается в необходимости скорейшей ратификации Конвенции Международной организации труда №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран», принятой в 1970 году.
Эта Конвенция закладывает систему защиты наемных работников от неоправданно низкой заработной платы, кроме того, содержит предложения о процедуре установления минимальной заработной платы.
Так, статья 3 данной конвенции гласит, что при определении уровня МЗП должны учитываться потребности не только самих работников, но и их семей, также должны быть приняты в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп. Помимо этого, в работе по определению уровня МЗП должны присутствовать экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.
Здесь есть два варианта расчетов. Один вариант – брать за основу расчетов достаточную потребительскую корзину. Говоря просто, в этом варианте, считая размер МЗП, министерства будут брать в расчет не только свои планы, но и нужды людей, и тогда мы можем получить совсем другую сумму – ближе к реальности. Например, наш отечественный Институт исследований современного общества провел социологический опрос и выявил, что на потребности одного человека в Казахстане необходимо 89 318 тенге в месяц. (Что ближе к тому размеру МЗП, к которому призывала Народная партия Казахстана).
Второй вариант – при расчетах МЗП использовать Индекс Кейтца (англ. Kaitz index). Это экономический показатель, который представляет отношение установленной законом минимальной заработной платы к усреднённой (медианной) заработной плате.
Международный валютный фонд предлагает считать средним значение индекса Кейтца для стран ЕС на уровне 60%, и в большинстве стран Евросоюза индекс имеет такое значение. Более низкий показатель свидетельствует о занижении официального минимального уровня оплаты труда по сравнению со средней заработной платой (а занижение это чревато, в том числе, малыми пенсионными отчислениями).
По рекомендациям Международной организации труда, Индекс Кейтца должен составлять 50%. С 1 января 2021 года в России методика расчёта минимальной заработной платы изменилась – теперь она не может быть ниже 42% от медианной заработной платы, что в течение нескольких лет переходного периода должно вывести для России индекс Кейтца на уровень 42%. В Казахстане до 1 сентября текущего года индекс Кейтца составлял 30% (с обновленным показателем достигнем 42%, но как надолго и насколько устойчиво, неизвестно).
Все это может быть учтено и проработано в рамках ратификации и исполнения 131-й конвенции МОТ. Это необходимый шаг и это понимают профсоюзы и объединения работодателей – благодаря их активной позиции в Генеральное соглашение между Правительством РК, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями профессиональных союзов на 2021-2023 годы вошла задача консультаций по ратификации Конвенции МОТ №131. В рамках Генсоглашения стороны договорились, что Правительство Республики Казахстан:
1) создаст в первом квартале 2021 года рабочую группу с утверждением Плана работы по проведению консультаций по вопросам ратификации Конвенции Международной организации труда № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран», в том числе, по вопросу ежегодной индексации заработной платы;
2) утвердит Дорожную карту по рассмотрению вопроса повышения размера минимальной заработной платы, в том числе путем его ежегодной индексации.
Но, вопреки тому, что Генеральное соглашение содержит ясную позицию по ратификации 131-й конвенции МОТ, в приказе министра труда и социальной защиты от 4 июня 2021 года предлагается «до 31 декабря внести предложения о целесообразности ратификации 131-й Конвенции МОТ» (?!). То есть вопрос ставится не о консультациях и дальнейшем принятии конвенции, а о ее целесообразности! Тогда как в Генеральном соглашении не рассматривается целесообразность, позиция профсоюзов, в том числе Казахстанской конфедерации труда и Содружества профсоюзов Казахстана «Аманат», миллионов их членов и Народной партии Казахстана заключается в том, что Конвенцию необходимо ратифицировать. Это станет первым шагом в совершенствовании системы оплаты труда в стране.
Депутаты фракции Народной партии Казахстана считают, что приоритетом государственной политики, должна стать реальная защита интересов трудящихся казахстанцев и их семей!
Мы предлагаем:
- Правительству РК в лице Министерства труда и социальной защиты населения РК в кратчайшие сроки инициировать ратификацию Конвенции Международной организации труда №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран».
- Правительству РК – разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы Министерства труда и социальной защиты РК показатель системности и методологической обоснованности работы по повышению МЗП в соответствии с социально-экономической ситуацией в стране.
- Правительству РК – разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы Министерства национальной экономики РК – показатель ежегодного реального роста доходов населения страны и повышения качества его жизни.
- Разработанные показатели должны стать одними из ключевых при оценке работы вышеуказанных министерств.
- В случае безынициативности МТСЗН и затягивании сроков ратификации Конвенции Народная партия Казахстана инициирует ратификацию 131 Конвенции МОТ при поддержке профсоюзов и объединений работодателей.
Депутаты фракции
«Народной партии Казахстана»
Е.В. Смайлов
А.О. Конуров
Ж.А. Ахметбеков
Ф.К. Каменов
Г.З. Кулахметов
А.А. Милютин
А.М. Паяев
С.Н. Решетников
А.А. Скакова
И.В. Смирнова