НовостиСоциальное партнерство

Социальный диалог и трудовое законодательство

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог: 

тематические вопросы. 

Раздел Х. Социальный диалог и трудовое законодательство.

Социальный диалог – это эффективный инструмент реализации трудового законодательства, который обеспечивает конструктивные трудовые отношения, гарантирует достойные условия труда для работников и позволяет работодателям грамотно и четко планировать и управлять деятельностью предприятий. Опыт МОТ свидетельствует о том, что реформирование трудового законодательства с помощью эффективных трехсторонних консультаций является более устойчивым, так как в этом случае учитываются интересы всех партнеров, задействованных на рынке труда. 

Пожалуй, ни одна из тем, связанных с трудовыми отношениями, не может так наглядно продемонстрировать принципы трипартизма и социального диалога, как трудовое законодательство. Трудовое законодательство предусматривает защиту прав работников на рабочих местах, регулирование трудовых отношений и обеспечение благоприятных условий для создания рабочих мест, гармоничных трудовых отношений и устойчивой работы предприятий. Таким образом, трудовое законодательство представляет большой интерес для субъектов рынка труда и правительства. 

Социальный диалог представляет собой эффективный инструмент продвижения трудового законодательства, которое, в свою очередь, обеспечивает конструктивные трудовые отношения, гарантирует создание необходимых предпосылок для достойного труда работников и обеспечивает работодателям условия предсказуемости и определенности для планирования и управления работой предприятий. 

В контексте постоянной глобализации и долгосрочного кризиса в сферах экономики и занятости многими странами мира были инициированы процессы реформ трудового законодательства. Во многих случаях реформы предпринимаются для восстановления конкурентоспособности, стимулирования экономического роста и привлечения (иностранных инвестиций). В других случаях реформы направлены на укрепление правовых основ социального диалога и расширение соблюдения права на свободу объединения. Иногда страны ставят перед собой обе  указанные цели. Какую бы цель не преследовали реформы, социальный диалог необходим, поскольку он помогает обеспечить сбалансированные реформы трудового законодательства с учетом потребностей работников в защите и безопасности, а также потребностей предприятий в гибкости. 

Согласно своему Уставу МБТ наделено мандатом на оказание поддержки государствам-членам в формировании трудового законодательства. Таким образом, МБТ стремится содействовать привлечению социальных партнеров к процедурам реформирования трудового законодательства на всех этапах. Это подчеркивает центральную роль принципов социального диалога и трипартизма с точки зрения МОТ. Кроме того, положения Рекомендации № 113 о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе (1960) направлены на то, чтобы органы государственной власти «… соответствующим образом спрашивали мнение организаций работодателей и работников и обращались к ним за советом и помощью в таких областях, как: 1) подготовка и применение законодательства, затрагивающего их интересы». 

Опыт МОТ свидетельствует о том, что реформы трудового законодательства, которые были подготовлены в результате эффективной процедуры трехсторонних консультаций с участием организаций работников и работодателей в качестве реальных субъектов трудовых отношений, наряду с компетентными государственными ведомствами, оказываются более устойчивыми, поскольку они принимают во внимание интересы различных сторон трудовых отношений. Кроме того, такие реформы могут обеспечить баланс между требованиями экономического развития и социальными потребностями. И, наоборот, реформы трудового законодательства, вводимые без проведения действенных консультаций, не только часто сталкиваются с сопротивлением со стороны субъектов трудовых отношений, но и, что более важно, им не хватает легитимности и поддержки, что вызывает проблемы на стадии реализации. 

Создание стабильной системы законодательства требует построения широкого диалога, гарантирующего поддержку и обязательства сторон, а также способствующего  действенному применению законодательных норм. В этой связи важно, чтобы консультации с социальными партнерами начинались как можно раньше и продолжались на каждом этапе разработки трудового законодательства. Консультации могут проводится с привлечением центральных органов или специализированных комитетов, а также с применением специальных процедур или путем сочетания всех указанных методов. Они могут также проводиться более неофициальными способами. 

Какой бы способ консультаций ни выбрали стороны, опыт МОТ свидетельствует о том, что ключевой предпосылкой эффективного социального диалога являются технические знания социальных партнеров в сфере трудовых отношений. Поэтому самая важная задача МОТ и многих государств-членов в этом отношении заключается в наращивании и укреплении потенциала и профессиональной компетенции социальных партнеров в сфере трудового законодательства, чтобы дать им возможность играть активную роль в процессе разработки и реформирования трудового законодательства. Это подразумевает, в частности, участие социальных партнеров в обучающих семинарах и консультациях по вопросам трудового права, организуемых МБТ как на уровне стран, так и в Международном учебном центре в Турине. МОТ также может оказывать поддержку путем издания и распространения аналитических записок, пособий, руководств и других стратегических документов МБТ.

В приведенном ниже примере рассматривается использование трехстороннего социального диалога при разработке в осуществлении реформ трудового законодательства. 

Осуществление реформ трудового законодательства посредством социального диалога во Франции

В сентябре 2012 года, вскоре после проведения президентских и парламентских выборов, правительство Франции заявило о необходимости реформировать трудовое законодательство путем социального диалога, чтобы остановить рост безработицы и восстановить конкурентоспособность предприятий. 
11 января 2013 года, после четырех месяцев интенсивных переговоров, социальные партнеры пришли к компромиссу и подписали национальное межпрофессиональное  соглашение «о новой экономической и социальной модели, содействующей конкурентоспособности и гарантиям занятости». 
Это соглашение было подписано тремя представительными профсоюзами (Французской демократической конфедерацией труда, Французской конфедерацией христианских трудящихся и Французской конфедерацией профессиональных и руководящих работников), тремя организациями работодателей (Движение предприятий Франции, Общей конфедерацией малых и средних предприятий и федерацией, представляющей самозанятых ремесленных рабочих, Ассоциацией работодателей-ремесленников). Вместе с тем, две другие представительные профсоюзные организации (Всеобщая конфедерация труда и Всеобщая конфедерация – Force Ouvriere) высказали свое несогласие с содержанием документа и отказались подписывать соглашение. 
В соглашении сделана попытка установить баланс между предоставлением большой гибкости работодателям и дополнительных прав работникам с целью сохранения рабочих мест и перевода работников с одного рабочего места на другое. Среди предложенных мер, направленных на предоставление дополнительных прав работников и расширение гарантий занятости можно сказать следующее: расширение дополнительного медицинского страхования для работников;новые права в области получения пособий по безработице; меры, снижающие заинтересованность предприятий в заключении краткосрочных трудовых договоров; облегчение доступа к профессиональной подготовке путем создания индивидуальных фондов обучения.
В то же время соглашение предусматривает обеспечение гибкости в работе предприятий, в частности путем применения следующих мер: возможность сокращения рабочего времени и размера вознаграждения с целью сохранения рабочих мест путем подписания коллективных соглашений на уровне предприятий;новая процедура осуществления массовых сокращений работников;поощрение и расширение практики перевода работников на другие рабочие места в случае реструктуризации;рациональное разрешение правовых споров.
Хотя правительство не принимало непосредственного участия в переговорах, оно послужило движущей силой, пригласив стороны за стол переговоров, издав соответствующие рекомендации и обозначив временные рамки для достижения соглашения. Правительство приветствовало подписание соглашения, заявило об успешном результате социального диалога и взяла на себя обязательство внести принятые решения в трудовой кодекс, не изменяя их содержания. В результате 14 июня 2013 года вступил в силу закон Франции о реформе в сфере труда (который называют законом об обеспечении занятости).

Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть