НовостиСоциальное партнерство

Социальный диалог и основополагающие права в сфере труда

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог: 

тематические вопросы. 

Раздел VIII. Социальный диалог и основополагающие права в сфере труда.

Социальный диалог и трипартизм играют решающую роль в эффективном продвижении основополагающих принципов и прав в сфере труда (ОППТ). Возможности успешной реализации ОППТ значительно увеличиваются в случае наличия рабочих мест, обеспечения социальной защиты и социального диалога. Продвижение ОППТ лежит в основе успешного социального диалога. В свою очередь для реализации ОППТ во всех странах мира важны консультации и участие объединений работодателей и работников в принятии норм, а также в процессе контроля соблюдения этих норм, и в мероприятиях, направленных на повышение эффективности применения норм.

Основополагающие принципы и права в сфере труда (ОППСТ) вытекают из Устава МОТ и закреплены в восьми основополагающих конвенциях Организации: 

  • Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию (№ 87); 
  • Конвенции 1949 года о праве на организацию и ведение коллективных переговоров (№ 98); 
  • Конвенции 1939 года о принудительном труде (№ 29); 
  • Конвенции 1957 года об упразднении принудительного труда (№ 105); 
  • Конвенции 1973 года о минимальном возрасте (№ 138); 
  • Конвенции 1999 года о наихудших формах детского труда (№ 182); 
  • Конвенции 1951 года о равном вознаграждении (№ 100); 
  • Конвенции 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (№ 111).

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (ОППСТ) (1998) и ее последующие обсуждения напомнили об обязательствах государств-членов в отношении соблюдения и содействия ОППСТ, даже если они не ратифицировали соответствующие конвенции. Дальнейшее признание важности этих принципов и прав было сделано в Глобальном пакте о рабочих местах, в котором подчеркнуто, что «соблюдение основополагающих принципов и прав в сфере труда, продвижение гендерного равенства и содействие свободе слова, расширению участия и социального диалога имеют важнейшее значение для восстановления и развития экономики». Кроме того, продвижение социального диалога и гарантирование прав в сфере труда – это две из четырех стратегических задач МОТ, лежащих в основе Программы достойного труда.

Социальный диалог и трипартизм – это ключевые способы обеспечения эффективной реализации ОППСТ на рабочих местах. При наличии рабочих мест, действенных механизмов социального обеспечения и эффективного социального диалога существуют более широкие перспективы реализации ОППСТ. Продвижение ОППСТ является определяющим фактором успеха социального диалога. В свою очередь, участие и консультации организаций работодателей и работников в установлении норм, а также в процедурах контроля и в деятельности, направленной на совершенствование применения норм, являются ключевыми факторами реализации ОППСТ во всех регионах мира.

Свобода объединения. Свобода объединения и действенное соблюдение права на коллективные переговоры являются основными предпосылками для социального диалога и развития программы достойного труда. Они играют важную роль, обеспечивая работодателям и работникам возможность организовывать объединения или присоединяться к существующим объединениям по своему собственному выбору и выступать в качестве независимых и легитимных субъектов социального диалога  наравне с правительством. Наличие значимого социального диалога между независимыми партнерами играет ключевую роль в разработке обоснованной экономической и социальной политики, в том числе в сфере занятости и социальной защиты, с учетом интересов и потребностей всех субъектов хозяйствования (см. Главу 3 Части 1 настоящего руководства).

Социальный диалог и права работников в свободных экспортных зонах Шри-Ланки 

В 2009 году МОТ приступила к осуществлению проекта технического сотрудничества по содействию основополагающим принципам и правам в сфере труда в Шри-Ланке. Проект помог трехсторонним участникам добиться существенного прогресса в направлении более эффективного соблюдения трудового законодательства в рамках свободных экспортных зон (СЭЗ).
В качестве первого шага в рамках проекта была проведена подготовка 4200 менеджеров и работников СЭЗ по вопросам основополагающих прав в сфере труда и оказана поддержка организациям работодателей в создании Сети развития людских ресурсов, которая менее чем за один год охватила 400 членов. При технической поддержке со стороны проекта трехсторонние участники приняли также серию законодательных и практических мер для обеспечения соблюдения основополагающих прав в сфере труда, включая право на свободу объединения. Это позволило создать в СЭЗ центры содействия профсоюзам, где работники и их представители могут проводить совещания и осуществлять свою деятельность. 
Эти центры расположены в трех самых крупных зонах Шри-Ланки, в которых сосредоточен 61% рабочей силы, в основном молодых женщин. Было закючено трехстороннее соглашение о повышении штрафов за несправедливую трудовую практику, и Министерство труда выпустило циркуляр для более четкого выполнения закона о проведении референдумов. В рамках проекта была также оказана помощь министерству в его усилиях, направленных на укрепление органов инспекции труда и служб правоприменения. 
Источник: МОТ, 2013. Периодическое обсуждение в соответствии с Декларацией МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации, Международная конференция труда, 102-я сессия, Женева, 2013, пункт 331. 

Дискриминация. Социальный диалог и трипартизм представляют собой инструменты, обладающие большим потенциалом в борьбе со всеми формами дискриминации в сфере труда и занятости. Посредством своего участия в формировании политики в области занятости и социальной политики социальные партнеры могут оказать содействие в поиске способов, позволяющих всем людям – независимо от пола, расы, национальности, степени трудоспособности, а также других факторов – иметь равные права и возможности в сфере труда.

В частности, преодоление неравенства в оплате труда требует проведения правительствами активной политики в сфере труда, действий социальных партнеров и признание наличия неравенств в оплате труда в различных проявлениях. Вместе с тем во многих странах институциональные механизмы, включая процедуры трехстороннего социального диалога, еще только должны быть сформированы или усилены, для того чтобы обеспечить прогресс на пути обеспечения равных возможностей и обращения. Назначение женщин на руководящие должности, продвижение гендерного разнообразия в структурах организаций работников и работодателей и в учреждениях социального диалога помогают в продвижении к обеспечению равенства.

Принудительный труд. Принудительный труд представляет собой глобальную проблему, которая затрагивает многие страны мира. Острее всего проблема принудительного труда стоит в развивающихся странах, часто в неформальном секторе экономики и изолированных регионах с неразвитой инфраструктурой и неэффективной системой трудовой инспекции и правоприменительными механизмами. Искоренение принудительного труда ставит ряд вопросов, которые требуют различных ответов. Решение таких вопросов можно найти только посредством интегрированных стратегий и программ, сочетания применения прав с активными мерами профилактики и защиты, а также путем предоставления лицам, стоящим перед угрозой принудительного труда, возможности защищать свои права.

Как показывает опыт многих стран, социальный диалог и трехсторонние консультации могут принести ощутимые и долгосрочные результаты в этих сферах. Трехстороннее сотрудничество может обеспечить необходимый консенсус в отношении средств предотвращения и устранения современных форм принудительного труда. Проблема состоит в том, чтобы найти соответствующие средства – посредством национальных программ или других механизмов – для объединения трехсторонних партнеров, анализа причин, лежащих в основе практики принудительного труда, а также пересмотра списка правил, руководящих указаний и соответствующих механизмов мониторинга, которые необходимо создать. Инициативы по продвижению диалога в данных сферах предпринимаются и на более глобальном уровне. Так, в ноябре 2008 года корпоративные члены Международной конфедерации частных агентств занятости инициировали глобальный социальный диалог для обеспечения справедливых условий в сфере посреднической деятельности по найму на временную работу. Диалог был направлен в том числе на предотвращение несправедливой конкуренции со стороны недобросовестных агентств и борьбу с торговлей людьми. Обе стороны высказались в поддержку создания нормативной базы для этой отрасли. 

Для решения сложных проблем принудительного труда трехсторонним участникам МОТ все больше требуется объединять свои усилия. 

Перу. Постоянно действующее трехстороннее учреждение по борьбе с принудительным трудом 

Обследование, проведенное в 2004 году усилиями МОТ и Министерства труда и занятости Перу, подтвердило наличие в стране принудительного труда в сфере нелегальной вырубки леса в тропическом районе Амазонки. П оценкам, число жертв принудительного труда насчитывало около 33 тысячи человек, причем большую часть из них составляли представители коренных народов. Вскоре после этого правительство при поддержке МОТ приступило к разработке проекта национального плана действий по борьбе с принудительным трудом  с помощью процесса, возглавляемого Министерством труда, в котором приняли участие многочисленные представители государственного сектора и общественных организаций, а также эксперты.
В январе 2007 года была учреждена трехсторонняя Национальная комиссия по борьбе с принудительным трудом для координации политики и мер на национальном и региональном уровнях. 1 мая 2007 года президент Гарсиа официально объявил о начале реализации национальной программы по борьбе с принудительным трудом.
В числе достижений можно назвать создание отдела по борьбе с торговлей людьми в рамках Национальной полиции, включение проблем принудительного труда в программы Министерства образования, введение строгих санкций за незаконную вырубку леса и разработку стратегии и коммуникации по вопросам принудительного труда, а также широкие меры по подготовке государственных служащих и других ключевых заинтересованных сторон. 
При поддержке МОТ Национальная комиссия по борьбе с принудительным трудом утвердила Национальную программу на 2013 – 2017 годы, в которой уделяется больше внимания следующим факторам: вырубка леса в регионе Амазонки, разработка несанкционированных месторождений и работа на дому.
Источник: МОТ, 2009. Цель принуждения: Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Доклад Генерального Директора, Международная конференция труда, 98-я сессия, Женева, 2009, пункт 189.

Детский труд. Основные обязательства по искоренению детского труда несут государства-члены, и с момента своего создания усилия Международной программы МОТ по упразднению детского труда (ИПЕК) были направлены на расширение трехсторонних обязательств стран и последовательную реализацию мер в этом вопросе. Организации работодателей и работников первыми в истории начали продвигать международные нормы труда, в том числе касающиеся запрета и устранения детского труда. Вместе с тем, чтобы социальный диалог способствовал решению проблемы детского труда – не только посредством политических мер, но и посредством конкретных мероприятий на рабочих местах и в рамках коллективных переговоров – государства могут и должны поощрять конструктивное двустороннее взаимодействие между работодателями и профсоюзами.

Правительства отвечают за создание стабильного политического и социального климата, а также законодательной базы, дающих возможность автономным организациям работников и работодателей действовать свободно, без постороннего вмешательства и без страха перед санкциями. Кроме того, правительства должны организовывать трехсторонние консультации, которые способствовали бы последовательному и долгосрочному искоренению детского труда во всем мире, в частности в рамках национальных программ борьбы с детским трудом и решений на национальном уровне о запрете на привлечение детей в возрасте до 18 лет к опасным видам труда. Интеграция социального диалога и более глубокого понимания трудовых отношений в политику и деятельность МОТ являются одной из главных целей этой организации.

Для достижения этой цели необходим комплексный подход к оказанию поддержки социальным партнерам на глобальном, национальном, отраслевом и местном уровнях. На национальном уровне правительства, национальные профсоюзы и конфедерации работодателей участвуют в трехстороннем диалоге по формированию политики. При этом им может понадобиться поддержка в учреждении и организации работы национальных руководящих комитетов по детскому труду, в разработке двусторонних деклараций социальных партнеров и, при необходимости, в формировании местных структур. ИПЕК оказала поддержку в разработке национальных планов действий (НПД) в 64 странах, а также в учреждении отделов по вопросам детского труда при министерствах труда и в формировании трехсторонних наблюдательных комитетов в сотрудничестве с Бюро в интересах деятельности работников и работодателей. Было проведено обучение 217 координаторов по вопросам детского труда в национальных центрах профсоюзов, в том числе практически во всех центрах Северной и Южной Америки и Азии (июнь 2013 года).

В свете внедрения в 2001 году подхода, основанного на программах с фиксированным сроком реализации (ПФС), как это предусмотрено Конвенцией МОТ №182, принцип национальной ответственности приобрел еще большую важность. Такой подход четко давал понять, что комплексные усилия по борьбе с детским трудом предполагают целый ряд политических и программных мероприятий, а также требуют отнесения вопросов искоренения детского труда к числу приоритетных направлений развития государств-членов на макроуровне формирования социально-экономической политики. Для этого требовалась поддержка в укреплении институционального потенциала и трехсторонних национальных обязательств по интеграции и включению мер по борьбе с детским трудом в повестку для министров, отвечающих не только за вопросы труда, но и за вопросы планирования, образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также в соответствующие программы и бюджеты. 

Глобальный план действий МОТ по искоренению детского труда на 2006 год требовал четких политических обязательств по разработке и осуществлению до 2008 года надлежащих мер по искоренению наихудших форм детского труда с фиксированным сроком их реализации. В ряде случаев трехсторонние партнеры стояли во главе разработки и реализации национальных планов действий, например в Бенине и Сенегале в 2012 году; в Буркина-Фасо ключевые партнеры добились принятия НПД после завершения проектов ИПЕК. В Глобальном плане действий на 2010 год, в который была включена программа, принятая на Гаагской глобальной конференции по детскому труду, акцент был сделан на установлении связи между НПД и мерами социальной политики, направленными на устранение ключевых причин детского труда (в том числе в сфере образования, социальной защиты, занятости молодежи и усилий по обеспечению достойного труда для взрослых). 

Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть