НовостиСоциальное партнерство

Социальный диалог и гендерное равенство

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог:  тематические вопросы. 

Раздел VII. Социальный диалог и гендерное равенство.

Социальный диалог и трипартизм являются основными политическими инструментами обеспечения гендерного равенства в сфере труда. Социальный диалог может способствовать развитию более стабильного и равноправного общества, а социальные партнеры должны играть ключевую роль в достижении этого равенства. Тем не менее, представительство женщин в институтах социального диалога в разных странах остается достаточно низким.

Гендерное равенство и социальный диалог представляют собой основополагающие ценности и сквозные вопросы на повестке дня Международной организации труда. С момента принятия Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998) МОТ в своей работе ориентируется на соблюдение равенства и преодолении дискриминации.

В Декларации о социальной справедливости в целях справедливой глобализации гендерное равенство было определено в качестве фактора, объединяющего четыре стратегические задачи МОТ: основополагающие принципы и права на рабочих местах, занятость, социальное обеспечение, социальный диалог и трипартизм.

В ходе дискуссии на тему «Гендерное равенство как основа достойного труда» в рамках МКТ 2009 года стороны пришли к заключению о том, что социальный диалог и трипартизм являются ключевыми политическими инструментами содействия гендерному равенству в сфере труда. В частности, предусматривалось расширение представительства женщин на руководящих должностях в составе правительств и в организациях работодателей и работников, принимающих участие в социальном диалоге, в том числе при проведении коллективных переговоров и совещаний МОТ.

Международные трудовые нормы
Международные трудовые нормы представляют собой одно из основных средств достижения целей МОТ в сфере улучшения условий работы и жизни для мужчин и женщин, а также содействие равенству всех работников в сфере труда. Четыре ключевые конвенции по вопросам равенства, в которых продвигаются эти принципы:Конвенция 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (№ 111);Конвенция 1951 года о равном вознаграждении (№ 100);Конвенция 1981 года о трудящихся с семейными обязанностями (№ 156);Конвенция 2000 года об охране материнства (№ 183).
Кроме того, Рекомендация № 200 о ВИЧ/СПИДе и сфере труда (2010) предусматривает принятие мер на рабочих местах или с их помощью для обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (n. 14 (b)).

Социальный диалог может содействовать построению более стабильного и равноправного общества, и социальные партнеры являются ключевыми субъектами в продвижении такого равноправия. Вместе с тем для продвижения гендерного равенства необходимо решить два вопроса:

  • во-первых, расширить участие и повысить статус женщин, в том числе женщин на руководящих должностях, в составе трехсторонних органов и правительственных групп, а также организаций работников и работодателей;
  • во-вторых, включить вопросы гендерного равенства и коллективных переговоров в повестку дня социального диалога, для того чтобы учитывать изменяющийся характер рынков труда и моделей реализации трудовых отношений. Это требует проведения обучения для представителей сторон по вопросам гендерного равенства и увеличение числа женщин, принимающих участие в переговорах.

Во всем мире степень участия женщин в работе большинства органов социального диалога остается достаточно низкой. В ходе обследования, проведенного МОТ в отношении участия женщин в работе таких органов, были собраны данные по 48 учреждениям во всех регионах мира. Согласно результатам обследования женщины составляют менее 15% от общего числа членов данных органов, что намного меньше целевого показателя 30%, установленного Организацией Объединенных Наций в 1990 году с целью увеличения числа женщин в составе органов, принимающих решения и формулирующих политику.

Небольшой процент женщин наблюдается в органах государственной власти (19%), на ними следуют профсоюзы (13%), а в организациях работодателей женщины представлены в наименьшей степени (10%). Причины, по которым большее число женщин представлено в государственных структурах, могут заключаться в более выгодных условиях, которые такие структуры представляют женщинам, для того чтобы они могли совмещать трудовые и семейные обязанности, а также четких критериях карьерного развития, благодаря чему большой процент женщин представлен на руководящих должностях.

Что касается регионального распределения, ведущие позиции занимает Европа, в которой доля женщин составляет 16,76%, за ней следует регион Латинской Америки и Карибского бассейна (14, 16%), Африка (12,34%) и Азия (11,21%).

Трехсторонняя комиссия по вопросам обеспечения равенства возможностей и равного обращения в области занятости

В рамках проекта Международного учебного центра МОТ по расширению прав работающих женщин в Аргентине, Бразилии, Чили, Парагвае и Уругвае были созданы трехсторонние комиссии по вопросам обеспечения равенства возможностей и равного обращения в области занятости (трехсторонние комиссии). Создание таких трехсторонних комиссий стало результатом инициативы правительств, представленными министерствами труда в сотрудничестве с бюро по делам женщин, которые призывали работодателей и работников принять участие в реализации таких инициатив.
В состав комиссий входят представители правительства (министерства труда и министерства по делам женщин) и организаций работодателей и работников. среди основных результатов их работы можно отметить недавнее принятие закона (2006) по вопросам домашних работников в Уругвае и ратификацию в 2007 году Парагваем Конвенции 1981 года о трудящихся с семейными обязанностями (№ 156), чему способствовала деятельность трехсторонне комиссии.
Источник: ILO, 2009. Social Dialogue At Work: Voices and choices for women and men, Bureau for Gender Equality (Geneva).
  1. Участие женщин в структурах МОТ

МОТ проводит постоянный мониторинг представительства женщин и мужчин на сессиях МКТ. В 1991 году на 78-й сессии МКТ была принята резолюция, призывающая правительства и организации работников и работодателей включать больше женщин  в состав своих делегаций. В 2009 году Генеральный директор МОТ поставил перед государствами-членами задачу до 2011 года обеспечить соблюдение квоты делегатов-женщин в размере 35%. Эта цель не была достигнута. На МКТ 2012 года женщины составляли только 26, 9% от общего числа аккредитованных делегатов, заместителей делегатов и советников.

Наибольшее представительство женщин было обеспечено европейскими странами (35,8%), второе место занимал регион Южной и Северной Америки (32,3%), а самый низкий уровень участия женщин наблюдался среди делегаций арабских государств (11,7%). Принимая во внимание недостаточный прогресс в этом вопросе, стремясь провести анализ ситуации и предложить возможные пути ее улучшения, МБТ обратилось к правительствам 22 стран, в составе делегаций которых в 2011 году женщины составляли менее 50%, с целью выявления факторов, которые помогли им в достижении успеха:

  • во многих странах, которым удалось добиться высоких результатов, существовала политика или план действий для обеспечения гендерного равенства;
  • в половине стран, которые предоставили свои ответы, была введена должность министра или советника высокого уровня по вопросам гендерного равенства;
  • в некоторых странах действовали неформальные договоренности о достижении гендерного равенства при назначении делегатов; кроме того, многие из них смогли достичь результатов благодаря стимулам со стороны МОТ и оперативным совещаниям в ходе Конференции.
Гендерное равенство на повестке дня социального диалога 
На протяжении последних десятилетий наблюдается расширение участия женщин в процедурах социального диалога; следовательно, женщины более активно выносят на обсуждение вопросы обеспечения гендерного равенства.
Чтобы сохранить эту тенденцию, важно, чтобы гендерные вопросы включались в повестку дня таких учреждений.
Например, в Греции трехсторонний Социальный и экономический совет предоставляет правительству и социальным партнерам рекомендации по продвижению принципов равного обращения и недопущения дискриминации, а также способствует диалогу с представительными организациями.
В Испании трехсторонний Социальный и экономический совет занимается вопросами включения положений о равенстве в коллективные соглашения. Такие органы обычно создаются правительством «скорее для того, чтобы служить в качестве совещательных и консультативных органов по вопросам политики и законодательства, … а не для того, чтобы содействовать включению положений о равенстве в коллективные соглашения и проводить мониторинг их выполнения».
Источник: http://www.eurofound.europa.eu 
  1. Дальнейшие шаги 

Расширение участия женщин и гендерного равенства в процессе социального диалога может быть обеспечено несколькими способами:

  • страны должны обеспечить ратификацию и эффективное выполнение конвенций МОТ по вопросам гендерного равенства; это касается, в частности, Конвенций №100 и 111;
  • должны действовать механизмы, такие как квоты и назначение сотрудников по вопросам гендерного равенства, с целью расширения участия женщин в работе национальных учреждений социального диалога, профсоюзов и организаций работодателей;
  • необходимо развивать потенциал женщин посредством их обучения и повышения квалификации, чтобы предоставить им инструменты для эффективного участия в социальном диалоге;
  • необходимо развивать компетенции социальных партнеров и их представителей в вопросах гендерного равенства и стратегий его обеспечения;
  • необходимо распространять информацию о преимуществах гендерного равенства и недопущения дискриминации в сфере труда путем повышения осведомленности и информационных кампаний. 
Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть