Социальный диалог и заработная плата
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог:
тематические вопросы.
Раздел IV. Социальный диалог и заработная плата.
Социальный диалог – это наиболее эффективный инструмент разработки политики в области оплаты труда, с одной стороны, учитывающей потребности работников и членов их семей и обеспечивающей им достойный уровень жизни, с другой стороны, позволяющей повысить конкурентоспособность предприятий. Во многих странах вопросы заработной платы являются приоритетными в ходе трехстороннего социального диалога, наряду с вопросами рынка труда, такими как содействие занятости, расширение охвата системами социального обеспечения и повышения конкурентоспособности. Все участники социального диалога – правительство, объединения работодателей и работников – придают большое значение этой социально – экономической переменной.
Социальный диалог представляет собой наиболее эффективный инструмент разработки сбалансированной политики в отношении заработной платы, учитывающей, с одной стороны, потребности работников и их семей и их право на достойные условия жизни, и с другой стороны, заинтересованность работодателей в повышении конкурентоспособности. Социальный диалог играет особую роль в обеспечении справедливого распределения доходов от увеличения производительности между трудящимися и работодателями и сокращении неравенства в размерах заработной платы, в том числе между мужчинами и женщинами. Кроме того, как говорится в Глобальном пакте о рабочих местах, во времена экономического кризиса и роста безработицы социальный диалог является важным инструментом, позволяющим избежать дефляционной спирали заработной платы.
Во многих странах вопрос заработной платы стоит отдельной строкой на повестке дня трехстороннего социального диалога наряду с другими вопросами, связанными с рынком труда, такими как содействие занятости, расширение социальных гарантий и повышение конкурентоспособности. Все три участника социального диалога – правительство, объединения работодателей и работников – придают большое значение этой социально – экономической переменной. Для работников заработная плата часто является основным или единственным источником дохода. Кроме того, ее размер в значительной степени определяет размер пенсии, которую человек будет получать в пожилом возрасте после окончания трудовой деятельности. Для работодателей фонд заработной платы является важной составляющей издержек производства, а также политическим инструментом привлечения квалифицированного персонала. И, наконец, для государства заработная плата представляет собой, помимо прочего, фактор, влияющий на совокупные экономические показатели, такие как уровень цен, внутренний спрос, национальная конкурентоспособность и уровень занятости.
Международный опыт показывает, что национальные учреждения трехстороннего социального диалога часто принимают участие в регулировании политики в сфере заработной платы. Такое участие может проявляться в форме определения трехсторонними участниками размера минимальной заработной платы или разработки трехсторонних рекомендаций в отношении заработной платы для регулирования переговоров на более низком уровне и обеспечения определенного уровня координации переговоров по вопросу заработной платы.
- Установление минимальной заработной платы путем трехсторонних переговоров
Конвенция 1970 года об установлении минимальной заработной платы (№131) требует непосредственного участия представителей организаций работников и работодателей или, при отсутствии таких организаций, представителей заинтересованных работников и работодателей как в формировании, так и в функционировании системы установления минимальной заработной платы. Соответственно в большинстве стран, в которых на национальном уровне устанавливается минимальная заработная плата, трехсторонний социальный диалог играет ключевую роль в процессе определения ее уровня, хотя для этого и могут применяться различные способы на выбор той или другой страны.
Существует три основных подхода к решению этого вопроса. В рамках первого подхода правительство или иной орган государственной власти определяет уровень минимальной заработной платы после непосредственных консультаций с представителями организаций работодателей и работников. такой подход применяется, в частности, в таких странах, как Алжир, Бенин, Франция, Мадагаскар и Испания.
Алжир. Национальные гарантии в отношении минимальной заработной платы |
В Алжире после консультаций с наиболее представительными объединениями работодателей и работников в рамках действующих механизмов трехстороннего партнерства (La Tripartite) указом президента был установлен гарантированный государством минимальный уровень заработной платы. Система трёхстороннего партнерства сводит вместе представителей правительства, объединенной конфедерации алжирских профсоюзов и пяти представительных конфедераций работодателей. Во главе такого партнерства стоит Премьер-министр страны. Для установления размера минимальной заработной платы принимаются во внимание следующие показатели: средняя зарегистрированная производительность в стране, индекс цен потребителей и общая экономическая ситуация в стране. Источник: Labour Relations Act, para. 87, ILO database on Minimum Wage. |
Второй подход подразумевает, что правительство устанавливает размер минимальной заработной платы с учетом рекомендаций специализированного трехстороннего органа, такого как Комиссия по минимальным выплатам в Соединенном Королевстве и Совет по вопросам минимальной заработной платы в Республике Корея.
Соединенное Королевство.Комиссия по минимальным выплатам |
Комиссия по минимальным выплатам (Комиссия) представляет собой независимый орган, созданный согласно Закону 1998 года о минимальной заработной плате в стране для предоставления правительству рекомендаций в отношении размера минимальной заработной платы. В состав данного консультативного органа входят девять представителей, имеющих опыт работы в профсоюзной или научной сфере или в качестве работодателя и действующих от собственного имени. В феврале каждого года Комиссия подает правительству рекомендации по предлагаемому уровню минимальной заработной платы и по другим соответствующим вопросам. Комиссия готовит свои рекомендации на основании масштабных научных и аналитических исследований и использует все источники информации, включая опросы, визиты на предприятия, консультации с социальными партнерами и слушания экспертов. В большинстве случаев правительство следует рекомендациям Комиссии. Источник: UK Government. 2006. Low Pay Commission Report 2006: National Minimum Wage: http://www.lowpay.gov.uk |
Согласно третьему подходу размер минимальной заработной платы определяется на основании непосредственных трехсторонних переговоров между правительством и социальными партнерами, как показано на примере Аргентины. Метод трехсторонних переговоров применяется также в Ирландии и Словении.
Аргентина. Национальный совет по вопросам занятости, производительности и регулируемого уровня минимальной заработной платы. |
Национальный совет по вопросам занятости, производительности и регулируемого уровня минимальной заработной платы (Национальный совет) представляет собой постоянный трехсторонний орган социального диалога, в работе которого принимают участие правительство и социальные партнеры. Периодически данный орган определяет регулируемый размер минимальной заработной платы, который должен быть утвержден большинством голосов в количестве двух третей членов, состоящих в равных пропорциях из представителей правительства, работников и работодателей – в обей сложности 48 человек. Для установления минимальной заработной платы Национальный совет должен принимать во внимание социально-экономическую ситуацию в стране. Помимо периодического пересмотра регулируемого размера минимальной заработной платы Национальный совет выполняет также ряд других функций, в том числе пересматривает минимальный и максимальный размеры пособия по безработице, готовит рекомендации по формированию политики, программ в сфере труда и профессионального образования, а также предложения в отношении мер расширения производства и повышения производительности. |
- Руководящие принципы и рекомендации трехсторонних органов в отношении заработной платы
В ряде стран перед трехсторонними учреждениями социального диалога ставится задача подготовки руководящих указаний в отношении заработной платы для проведения переговоров на более низком уровне и обеспечения определенной координации переговоров по вопросу заработной платы. Так происходит, например, в Сингапуре.
Сингапур. Национальный совет по заработной плате. |
Национальный совет по заработной плате (Национальный совет), созданный в 1973 году, имеет трехстороннюю структуру и состоит из 35 представителей объединений работодателей и профсоюзов, а также правительства. Председателем Национального совета выступает независимое (незаинтересованное) лицо. Национальный совет разрабатывает общие указания по политике в отношении заработной платы, в том числе в отношении корректировки структуры заработной платы, и представляет рекомендации в отношении систем материального поощрения, содействующих повышению производительности и эффективности труда. Трехсторонние совещания проходят в конфиденциальной обстановке, а решения принимаются методом консенсуса. Руководящие указания не имеют обязательного характера, что обеспечивает компаниям некоторую гибкость, и основываются на ключевых показателях экономики и рынка труда – росте ВВП, инфляции, производительности и занятости. Руководящие указания Национального совета были утверждены путем трехсторонних консультаций и достижения консенсуса между представителями работодателей, работников и правительства, что содействовало принятию и применению таких руководящих указаний. Таким образом, была обеспечена приверженность трехсторонних партнеров соблюдению данных указаний. Таким образом, была обеспечена приверженность трехсторонних партнеров соблюдению данных указаний. Это явилось критерием успешности работы Национального совета. Коллективные переговоры на уровне компаний начинаются после издания руководящих указаний Национального совета. Компании, не входящие в объединения, также используют руководящие указания Национального совета для определения размера повышения заработной платы своих работников. |
Словения. Темы/стратегии, связанные с заработной платой, закрепленные в социальных пактах. |
Словения является удачным примером страны, в которой трехсторонний Экономический и социальный совет систематически привлекался к заключению национальных трехсторонних соглашений или социальных пактов, в которых с середины 1990-х годов ключевая роль отводилась вопросу доходов и заработной платы. Эти соглашения и пакты отражают консенсус социальных партнеров в отношении ограничения государственных издержек как способа повышения конкурентоспособности страны на международных рынках, а также способа сокращения инфляции и разброса в уровнях заработной платы. |
Приведенные выше примеры иллюстрируют роль, которую трехсторонний социальный диалог играет в регулировании политики в области заработной платы, особенно минимальной заработной платы. Это объясняется тем, что трехсторонние консультации и координация переговоров в области заработной платы приводят к более эффективному функционированию рынка труда (сокращению неравенства в уровне заработной платы и безработицы), более стабильной доли заработной платы в структуре национального дохода и более оперативной реакции на экономические потрясения.