Социальный диалог и политика в сфере занятости.
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Часть 2. Национальный трехсторонний социальный диалог:
тематические вопросы.
Раздел III. Социальный диалог и политика в сфере занятости.
Опыт показывает, что стабильные и скоординированные действия, широкое участие общественности и социальный диалог являются необходимыми условиями формирования эффективной национальной политики в области занятости (НПЗ), поскольку данная сфера касается широкого круга заинтересованных сторон.
В статье 3 Конвенции 1964 года о политике в области занятости (№ 122) говорится о том, что «представители кругов, заинтересованных в предполагаемых мерах, в частности представители предпринимателей и трудящихся, привлекаются к консультациям в отношении политики в области занятости для того, чтобы полностью учесть их опыт и мнение и заручиться их полным сотрудничеством в формулировании и поддержке новой политики». В принятой МОТ в 2006 году Глобальной повестке дня по вопросам занятости в этом отношении говорится, что «социальный диалог является основой формирования и реализации надежной и эффективной политики в области труда на всех уровнях».
Предметом таких консультаций должны быть не только политические меры, направленные на регулирование трудовых отношений в узком смысле, но и все составляющие экономической политики, оказывающие влияние на занятость. Поэтому социальными партнерами должны проводиться консультации как по вопросам трудовых отношений и профессиональной подготовки, так и по более общим вопросам экономической политики и законодательства, связанным с обеспечением занятости. Такие консультации также должны использоваться в качестве механизма обеспечения поддержки политических мер теми, на кого эти политические меры оказывают влияние.
Консультации по данным вопросам могут проводиться при помощи центральных органов трехстороннего сотрудничества (таких, как ЭСС или консультативные советы по труду), специализированных органов, отвечающих за вопросы занятости (таких, как советы по вопросам занятости), специальных процедур или сочетания различных способов. В некоторых случаях такие органы выполняют не только консультативные функции, но и играют решающую роль в формировании и апробации НПЗ.
В любом случае консультации с социальными партнерами – как на ранних стадиях формирования политики, так и на стадии ее реализации – играют важную роль и дают правительству возможность в полной мере учитывать их опыт и точку зрения.
Рекомендация №122 о политике в области занятости (1964) также предусматривает, что все работодатели и работники в государственном и частном секторах и их объединения должны «принимать все практически осуществимые меры в целях содействия достижению и поддержанию полной, продуктивной и свободно избранной занятости». Инициатива в таких действиях должна исходить напрямую от работодателей, работников и их объединений, а не от правительства.
Процесс разработки национальной политики в сфере занятости требует построения широкого диалога для обеспечения успешной реализации такой политики. Социальный диалог должен происходить на каждом этапе, начиная с ситуационного анализа, на основании которого принимаются политические решения, вплоть до проверки процесса реализации политики и оценки ее эффективности.
Трехсторонние комитеты по развитию профессиональных навыков и другие учреждения социального диалога доказали свою эффективность в согласовании возможностей образования с потребностями рынка труда и обеспечении справедливого распределения выгод от роста производительности.
Кроме того, социальный диалог должен присутствовать на всех уровнях принятия решений. Деятельность органа национального уровня должна дополняться работой комитетов на региональном/местном уровне. Такие комитеты могут играть ключевую роль в координации принимаемых мер с ключевыми субъектами, а также в апробации, внедрении и мониторинге реализации НПЗ на местном уровне.
Участие социальных партнеров имеет особое значение на стадии внедрения НПЗ. Например, в Австрии участие социальных партнеров обеспечивается посредством двух основных каналов: (1) служба занятости (AMS) как основной орган, отвечающий за осуществление НПЗ; деятельность AMS регулируется процедурами, которые разрабатываются трехсторонними советами, что обеспечивает социальным партнерам важную официальную роль в процессе реализации политики в области занятости; (2) территориальные пакты п вопросам занятости, которые заключаются на региональном и местном уровнях. |
Приоритетным направлением деятельности для многих стран, а также для МОТ является создание и развитие потенциала и технических знаний организаций работодателей и работников, чтобы дать им возможность играть важную роль в разработке и осуществлении национальной политики в области занятости. Это включает публикацию аналитических записок и руководящих указаний с целью наращивания потенциала трехсторонних партнеров для адаптации рекомендаций в отношении выполнения международных трудовых норм и других правовых актов МОТ к условиям конкретных стран.
Уровень диалога | Кто | Что | Как |
Национальный/отраслевой | Между министерством труда и занятости и: — социальными партнерами (организациями работодателей и профсоюзами);- другими министерствами, в частности государственными экономическими группами и отраслевыми министерствами;- общественными группами, такими как женские и молодежные ассоциации. | Определение основных проблем, варианты политики, проверка выбранных приоритетов и способов их реализации. | Рабочие группы, трехсторонние семинары и трехсторонние конференции. |
Региональный | Между министерством труда и занятости и:- его региональными отделениями,- региональными социальными партнерами,- другими децентрализованными государственными структурами,- региональными общественными группами, такими как женские и молодежные ассоциации. | Определение основных проблем, проверка выбранных приоритетов и способов их реализации. | Семинары и обсуждения в фокус-группах. |
Местный | Стимулируемые региональными отделениями министерства труда и занятости с привлечением местных сообществ, НПО на местном уровне, целевые проекты, влияющие на занятость получателей (людей). | Определение основных проблем, проверка выбранных приоритетов и способов их реализации. | Сельские собрания, обсуждения в фокус-группах, опросы. |
Источник: МОТ, 2012. Руководство по формированию национальной политики в сфере занятости, Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (Москва). |
Примеры отдельных стран | |
Филиппины | Филиппинский План действий в сфере труда и занятости на 2011-2016 годы был разработан при проведении национальных трехсторонних консультаций, организованных Департаментом труда и занятости. |
Монголия | Всеобъемлющие консультации на уровне всех децентрализованных структур проводились при разработке национальной политики в области занятости (НПЗ). Результатом таких консультаций стала организация Национального форума по вопросам занятости в октябре 2010 года, на котором обсуждались итоги консультаций. В результате 2011 год был объявлен Годом занятости. В течение этого года правительство должно было разработать НПЗ, принимая во внимание результаты проведения региональных консультаций и итоги Форума. |
Уругвай | В период с марта по октябрь 2011 года Министерством труда был инициирован национальный диалог по вопросам политики обеспечения занятости, в котором приняли участие работодатели и конфедерация профсоюзов. Правительство было представлено Министерством труда, а также другими структурами, в зависимости от обсуждаемых вопросов (например, Министерством социального развития, Министерством экономики, Министерством промышленности, Институтом молодежи и т.д.). |
Занятость и социальный диалог. Ключевые идеи Не существует универсальной модели организации социального диалога в отношении политики в области занятости: все зависит от условий конкретной страны.Устоявшаяся система социального диалога является ключевым фактором эффективного диалога и обоснованной политики в области занятости. Учреждения социального диалога должны иметь в своем распоряжении необходимые ресурсы, их функционирование должно быть закреплено законодательно, и они должны эффективно использоваться для формирования политики, чтобы их работа не была формальной.Политическая воля со стороны правительства играет ключевую роль в обеспечении участия социальных партнеров, начиная со стадии подготовки НПЗ и заканчивая стадией мониторинга и оценки ее реализации. Вместе с тем, социальные партнеры должны принимать участие в разработке и внедрении НПЗ на всех стадиях, а не только на стадии ее формирования.Ключевым фактором успеха является наличие сильных, компетентных и активных социальных партнеров на всех уровнях (на уровне предприятия, местном, отраслевом и национальном уровнях). Социальные партнеры должны также стремиться к расширению своей представительности и развивать свой технический и аналитический потенциал в сфере вопросов, связанных с трудовыми отношениями.Еще одной важной составляющей эффективного социального диалога по вопросам политики в области занятости является эффективный орган регулирования вопросов труда, обеспеченный необходимыми ресурсами. |
Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций (КЭПКР)Комментарии по способам повышения эффективности социального диалога в отношении вопросов, связанных с выполнением Конвенции 1964 года о политике в области занятости (№122) (отдельные примеры) | |
КАМБОДЖА | КИТАЙ |
Что касается привлечения социальных партнеров к формированию и осуществлению политики в области труда (КЭПКР) «просит правительство включить этот важный вопрос в следующий доклад и показать, каким образом проводятся консультации с представителями работодателей и работников на стадиях планирования и реализации политики, чтобы принимались во внимание их опыт и точки зрения». Опубликовано на 101-й сессии МКТ, 2012. | Комментируя тот факт, что профсоюзы на различных уровнях создают учреждения профессиональной подготовки, КЭПКР предлагает правительству включать информацию «о том, каким образом местные органы и социальные партнеры принимают участие в разработке и реализации политики и программ в сфере образования». Опубликовано на 100-й сессии МКТ, 2011. |
САЛЬВАДОР | ИНДИЯ |
КЭПКР просит правительство предоставить информацию «о консультациях, проводимых с целью формирования и реализации активной политики в сфере занятости, помогающей преодолеть негативные последствия глобального кризиса» и «предоставить информацию о консультациях, проводимых с представителями лиц, на которых оказывают влияние меры, принимаемые в других секторах в отношении экономически активного населения». Опубликовано на 100-й сессии МКТ, 2011. | Комитет с интересом отмечает предоставленную правительством информацию в отношении трехсторонних консультаций, о том (…) что на 44-й сессии Индийской конференции труда обсуждались такие вопросы, как расширение возможностей занятости женщин, повышение квалификации молодежи, минимальная заработная плата, социальное обеспечение, возможности трудоустройства и занятости, и о том, что Министерство сельского развития проводит различные инициативы с целью поддержки выполнения Национального закона о гарантиях занятости в сельской местности имени Махатмы Ганди (MGNREGA), целью которого является расширение прав и возможностей бедных жителей сельской местности и трансформация традиционных иерархических отоношений с соблюдением прав человека. Опубликовано на 101-й сессии МКТ, 2012. |
МОНГОЛИЯ | КЫРГЫЗСТАН |
КЭПКР «просит правительство представить доклад о работе Национального совета по вопросам занятости и других трехсторонних органов в отношении политики в сфере занятости и о предпринятых шагах, для того, чтобы в полной мере принимались во внимание точки зрения представителей социальных партнеров (включая представителей аграрного сектора и неформальной экономики) с целью формирования политики в области занятости и обеспечения поддержки ее реализации». Опубликовано на 101-й сессии МКТ, 2012. | Отмечая факт создания трехстороннего комитета для регулирования впросов содействия занятости, КЭПКР «просит правительство предоставить конкретные данные о работе упомянутого выше трехстороннего комитета, а также участия социальных партнеров в разработке и реализации национального плана содействия занятости. Должна быть представлена информация в отношении мер, которые были или будут приняты для привлечения других субъектов к проведению консультаций». Опубликовано на 101-й сессии МКТ, 2012. |