Международный уровень
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Приложение. Трехсторонний социальный диалог на региональном уровне.
А. Международный уровень
1. Европейский Союз
Социальный диалог является неотъемлемой частью Европейской социальной модели и центральной составляющей концепции «надлежащего управления» ЕС. Социальный диалог закреплен в Договоре о функционировании Европейского союза (статьи 151-155) и отображен во многих стратегический и практических сферах деятельности ЕС. В контексте ЕС социальный диалог включает в себя ряд процедур и договоренностей, в рамках которых организации европейского уровня, представляющие интересы работодателей и работников, проводят обсуждения и переговоры, осуществляют другую совместную деятельность и сообща принимают участие в процессах принятия решений и формирования политики в рамках ЕС. В ЕС социальный диалог принимает две основные формы и происходят на двух ключевых уровнях. Он может принимать следующие формы:
- двусторонний диалог с участием исключительно социальных партнеров (организаций, представляющих работодателей и работников); или
- трехсторонний диалог с участием как социальных партнеров, так и органов Европейского Союза (Совет ЕС, Европейская комиссия).
В Европейском Союзе двухсторонний социальный диалог проходит на двух основных уровнях:
- межотраслевом, когда диалог полностью охватывает все отрасли экономики и рынок труда ЕС в целом;
- отраслевом, когда диалог охватывает ту или иную отрасль в рамках ЕС.
Европейский Союз. Типы европейского социального диалога |
Европейский социальный диалог: Двусторонний диалог (работодатели-профсоюзы): Межотраслевой комитет по социальному диалогу. Рассматривает экономику в целом: работников (ЕКП) и работодателей (BUSINESSEUROPE, UAPME, CEEP);Отраслевые комитеты по социальному диалогу. Охватывает работников и работодателей из 41 отрасли экономики. Трехсторонняя координация. Органы управления (комиссия, совет) + профсоюзы + работодатели:Трехсторонний социальный саммит по вопросам роста и занятости (ст. 152 ДФЕС) |
Источник: European Union (2012): Social Europe Guide, “Vol. 2: Social Dialogue”. |
Трехсторонний диалог
Трехстороннему диалогу – называемому также координацией – между социальными партнерами и органами ЕС отводится важная роль. В 1970 году по требованию социальных партнеров Советом был учрежден Постоянный комитет по вопросам занятости (ПКЗ) для обеспечения непрерывного диалога, совместных действий и консультаций по вопросам политики занятости между органами ЕС, правительствами стран социальными партнерами. ПКЗ служил форумом для трехстороннего диалога вплоть до начала 2000-х годов, а в 1999 году был реформирован, модернизирован и интегрирован в Европейскую стратегию занятости.
В Договоре о функционировании Европейского Союза закреплена важная роль трехстороннего социального саммита. В статье 152 говорится о том, что «Союз признает и поощряет роль социальных партнёров на своем уровне с учетом разнообразия национальных систем. Он способствует диалогу между социальными партнерами при уважении их автономии. Трехсторонний социальный саммит по вопросам роста и занятости вносит вклад в социальный диалог».
Однако такие реформы не привели к существенному улучшению ситуации, а потому в 2001 году на место ПКЗ пришел трехсторонний комитет по координации Лиссабонской стратегии роста и занятости (который уже действовал на практике). Трехсторонний социальный саммит был официально учрежден решением Совета в 2003 году (на смену ПКЗ). Его роль состояла в обеспечении непрерывного диалога между Советом, Комиссией и социальными партнерами в отношении экономической и социальной стратегии ЕС.
Трехсторонний диалог по конкретным направлениям политики ЕС также начался в середине 1990-х годов, и сегодня межотраслевые партнеры принимают участие в структурированных обсуждениях и консультациях с органами ЕС и правительствами стран по ряду вопросов как политического, так и технического характера. Рассматриваются вопросы макроэкономического развития, политики в области занятости, социальной защиты и образования/обучения. В 2011 году Комиссией был организован первый трехсторонний социальный форум для обсуждения вопросов, связанных с ее ведущей Программой по обладанию новыми навыками и созданию рабочих мест и в целом со стратегией «Европа2020».
2. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна
В странах Латинской Америки и Карибского бассейна стремление к региональной интеграции вышло за рамки либерализации торговли и включает также финансовую, макроэкономическую, социальную и политическую интеграцию. Что касается Общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР), социальный диалог здесь играет все большую роль.
С момента создания МЕРКОСУР социальные вопросы включались в повестку дня различных органов, включая Рабочую подгруппу № 10 по вопросам труда, занятости и социального обеспечения (STG10). В конце 1990-х годов гсдарства – члены МЕРКОСУР на уровне STG10 приняли решение о приоритетном определении системы минимальных прав для трудящихся данного региона и о создании базы данных для обмена опытом в сфере регулирования труда. Это привело к созданию двух инструментов, которые могут считаться важнейшими шагами в сфере социальной интеграции, Декларации МЕРКОСУР по социальным и трудовым вопросам 1998 года и Обсерватории по вопросам рынка труда. Декларация включает обязательства со стороны четырех государств – основателей МЕРКОСУР по продвижению социального диалога на национальном и региональном уровнях, в том числе посредством соответствующих механизмов консультаций.
Принятие указанной Декларации способствовало созданию двух учреждений социального диалога – Комиссии по социальным и трудовым вопросам и Форума для консультаций по экономическим и социальным вопросам.
Комиссия по социальным и трудовым вопросам является вспомогательным органом группы общего рынка МЕРКОСУР, функционирование которого обеспечивается национальными и региональными органами. Комиссия была создана с целью продвижения и поддержки реализации Декларации МЕРКОСУР по социальным и трудовым вопросам. Региональная Комиссия по социальным и трудовым вопросам, помимо прочего, отвечает за подготовку отчетов о соблюдении каждого из прав, предусмотренных в Декларации. Процедура работы МЕРКОСУР соответствует системе мониторинга МОТ для проверки выполнения международных трудовых норм.
Форум для консультаций по экономическим и социальным вопросам – это орган, представляющий экономические и социальные интересы государств – членов МЕРКОСУР. В отличии от STG10 и Комиссии по социальным и трудовым вопросам в деятельности Форума для консультаций по экономическим и социальным вопросам не принимают участия представители правительства. В работе Форума участвуют в первую очередь представители работодателей и профсоюзов, а также неправительственные организации, исследовательские центры и другие социальные объединения. Например, в рамках Форума проходили консультации по вопросам подготовки Многостороннего соглашения о социальном обеспечении 1997 года. Кроме того, регулярно проводятся «социальные саммиты», дающие новый толчок для участия гражданского общества в работе МЕРКОСУР.
Декларация МЕРКОСУР по социальным и трудовым вопросам |
Статья 20 «Государства-члены принимают на себя обязательства соблюдать основополагающие права, определенные настоящей Декларацией, и содействовать их соблюдению в соответствии с национальным законодательством и практикой, коллективными договорами и коллективными соглашениями. Для достижения этой цели рекомендуется в рамках выполнения настоящей Декларации учредить Комиссию по социальным и трудовым вопросам – вспомогательный трехсторонний орган в рамках группы Общего рынка, роль которого состоит, скорее, в поощрении, а не в применении санкций, и в связи с которой должны действовать национальные и региональные центры по содействию и контролю выполнения данного документа. Региональная комиссия по социальным и трудовым вопросам действует на основании консенсуса между тремя секторами и выполняет следующие функции и обязанности (…)». Источники: http://www.mercosur.int; http://www.iniciativamercosur.org |
3. Африка
В Африке региональная экономическая интеграция рассматривается как важный способ обеспечения социального мира и стабильности, а также более эффективного участия в глобальной экономики. Лидеры африканских стран четко обозначили свою приверженность данному процессу путем учреждения Африканского Союза в 2001 году. По требованию Панафриканской конфедерации работодателей и Организации африканских профсоюзов в 1992 году Организация африканского единства преобразовала действующую комиссию по труду в трехсторонний орган. Трехсторонняя Комиссия по трудовым и социальным вопросам представляет собой уникальный форум для работников, работодателей и представителей правительств с целью взаимодействия и согласования позиций. В апреле 2013 года Комиссия провела свою 9 очередную сессию в Аддис-Абебе, где была утверждена миссия данного органа – построить интегрированную, процветающую и мирную Африку, используя лучшие человеческие и материальные ресурсы континента.
В 2009 году Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) утвердило политику в области труда и занятости, центральным элементом которой является социальный диалог. В рамках данной политики был создан Трехсторонний форум по вопросам социального диалога и принята Хартия о социальном диалоге в 2010 году. Данный форум, который начал функционировать в 2011 году, служит платформой для проведений консультаций между органами управления ЭКОВАС и социальными партнерами по вопросам труда, занятости и социального обеспечения в данном субрегионе. В сферу полномочий форума также входит совершенствование применения различных стратегий, утвержденных государствами-членами, в области миграции, социального обеспечения и интеграции рынков труда.
Кроме того, с целью укрепления региональной интеграции Сообщество по вопросам развития стран Юга Африки (САДК) учредило Постоянный комитет по трехстороннему социальному диалогу, которым был разработан ряд сводов правил, касающихся, помимо всего прочего, применения химических веществ, основополагающих социальных прав, социального обеспечения, ВИЧ/СПИДа и детского труда. В состав данного трехстороннего учреждения входят представители правительств и социальных партнеров (группа работодателей САДК и Координационный совет профсоюзов южной части Африки).
И, наконец, в 2009 году в рамках Западноафриканского экономического и валютного союза (ЗАЭВС) был создан Трехсторонний совет по вопросам труда и социального диалога для укрепления экономической и валютной интеграции и преодоления трудностей в ходе осуществления реформ. Создание данного органа высокого уровня ЗАЭВС сегодня рассматривается в качестве ключевого события в процессе формирования субрегиональной системы консультаций и еще одного доказательства приверженности государств-членов укреплению собственных структур социального диалога.
4. Другие регионы: трипартизм как зарождающаяся тенденция
I) Азия
Как правило, региональная интеграция в Азии направлена на торговое и экономическое сотрудничество, а также на обеспечение стабильности и безопасности. Несмотря на отсутствие трехсторонних структур социального диалога на региональном уровне – например, на уровне Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), — стабильные производственные отношения, социальное согласие на рабочем месте, высокая производительность и достойный труд продвигаются и считаются составляющими стратегии досрочного развития.
В утвержденных АСЕАН в 2010 году Руководящих принципах АСЕАН по надлежащему ведению производственных отношений «трехстороннее партнерство и социальный диалог» названы одним из приоритетных направлений. В Руководящих принципах говорится, что «трипартизм и социальный диалог при участии правительства, работодателей и работников может быть ключевым конкурентным преимуществом, лежащим в основе экономической конкурентоспособности, стабильных трудовых отношений и прогресса страны в целом».
II) Арабские государства
Столкнувшись с экономическими, социальными, политическими и демографическими проблемами (отсутствием эффективных институциональных механизмов, высоким уровнем безработицы, низкой производительностью, политической нестабильностью и т.д.), арабские государства приняли региональную программу совместных действий. В октябре 2009 года представители правительств и социальных партнеров из 22 арабских стран собрались на первом Арабском форуме по вопросам занятости и приняли Программу действий арабских стран в сфере занятости. В указанной Программе в качестве одного из приоритетных направлений деятельности было определено продвижение социального диалога на национальном и региональном уровнях. Кроме того, Программой поощрялось создание экономических и социальных советов в арабских государствах, а также ратификация и выполнение правительствами конвенций МОТ, связанных с социальный диалогом,- в подтверждение того, что эффективный социальный диалог связан со всеми общественными свободами, в особенности со свободой выражения.