Новости

Михаил Айзенберг: «Это унижение медицинских работников!»

Интервью с председателем ВК областного филиала профсоюза работников здравоохранения РК Михаилом Айзенбергом

— Михаил Ефимович, не только медицинские работники, но, судя по откликам в Интернете, и их потенциальные и нынешние пациенты, говоря проще, население страны, возмущены информацией о том, что отменяется социальная выплата медицинским работникам в случае их заражения коронавирусом на рабочем месте. И даже не только в случае заражения, но и в случае смерти! Что Вы можете сказать по этому поводу? Какова позиция профсоюза работников здравоохранения?
— Мы категорически против отмены совместного приказа Минздрава и Минтруда №129 от 9 апреля 2020 г. Самое интересное в том, что 10 октября в него внесли изменения, добавили дополнительные категории работников, которые получили право на эту социальную выплату. И вдруг – всего через 10 дней вице-министр здравоохранения Шоранов заявляет о полной отмене выплат! Что так резко изменилось за 10 дней?!
Если говорить о самом приказе, то с первых дней было ясно, что он сырой и непонятный. Сразу возникло множество вопросов, не был прописан чёткий механизм работы комиссий. Сами комиссии по назначению выплат начали работать только в августе, спустя 4 месяца после издания приказа. Уже прошёл самый пик заболеваемости т.н. первой волны в целом, и заболеваемости медицинских работников в июне-июле, а комиссии только стали определять списки на выплаты!
Я сам работал в этой комиссии. Мы сразу же столкнулись с целым рядом серьёзных проблем. Одна из главных – заболевшим медикам своевременно не выписывали экстренные извещения. По какой причине – непонятно. Или по команде руководства больниц, или из-за наплыва больных? По моим подсчётам, у половины заболевших не было таких извещений! Подобная ситуация сложилась, к примеру, на станции скорой помощи. Только обращение в партию «Nur Otan» помогло сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. С коллективом встретились члены комиссии партийного контроля, движение по начислению пособий для тех, у кого не было экстренных извещений, пошло.
Не продумали и вопрос о начислении выплаты тем медикам, которые работали с экстренными больными. В стационарах им оказывали помощь по основной болезни, но были больные, зараженные КВИ. Их невозможно было перевести в инфекционный стационар, поскольку основная болезнь протекала в тяжёлой форме. В итоге были случаи заражения врачей, но они не входили в категорию тех, кто имел право на социальную выплату. 10 октября, после многочисленных обращений, эту категорию медработников, наконец, добавили в приказ. Но уже 20 октября приказ отменили! Конечно, за 10 дней люди не смогли получить выплату, даже оформить документы!
Было много и локальных проблем, которые выяснялись по ходу работы комиссии. Например, из медицинского университета г. Семей документы на оформление выплаты поступили в областную комиссию. Но так как университет относится к республиканской собственности, то пришлось документы отправлять в республиканскую комиссию. В результате таких бюрократических проволочек часть заболевших медицинских работников университета не получили выплату.
— Как региональная комиссия решала все эти проблемы?
— Работа шла очень сложно. Повторю, что впервые комиссия собралась лишь в середине августа. Часто приходилось работать допоздна и в выходные дни. Организация работы, мягко говоря, была некорректной. Руководитель управления здравоохранения Илияс Мухамеджан был заместителем председателя комиссии. Его постоянно по работе отвлекали, вызывали на совещания в акимат. Приходилось рассматривать вопросы без него, а потом повторно уже с его участием. Всё это замедляло работу, нервировало людей. Сотрудники облздрава и комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг после комиссии оставались на работе, и ночью вносили данные в единую базу и готовили материалы для следующего заседания комиссии. Естественно, при таком напряжении сил случались ошибки. Многие не выдерживали нагрузку. Часть работников санэпидслужбы просто уволились. Сейчас наблюдается большой дефицит в этих госорганах.
Кого-то вообще не внесли в базу, хотя комиссия приняла положительное решение о выплате. Такая неразбериха, перенапряжение, цейтнот во времени ни к чему хорошему не приводили. Работники справедливо возмущались – выплата назначена, но деньги не получили!
— Какова ситуация в медицинских организациях после известия об отмене социальной выплаты?
— Напряженная. Врачи, медперсонал в шоке, обижены. У нас и так страшный дефицит кадров, а теперь текучка и может стать лавинообразной. И ещё как преподнесли отмену выплаты! М. Шоранов сказал, что медики, дескать, сами виноваты, не соблюдают нормы и правила, хотя их всеми необходимыми средствами защиты обеспечивают! Это унижение. Как на эту несправедливость могут реагировать чиновники? Обычно находятся единичные случаи недобросовестности медицинских работников, главных врачей и на основе этого делается вывод, что медики сами виноваты, что заболели.
А почему тогда медики заражаются и в других странах, причём, в самых развитых?! Неужели везде медперсонал поголовно одни разгильдяи, которые не соблюдают нормы безопасности?! В этих странах даже выше процент заболеваемости медиков, чем у нас.
Говорят, что всех обеспечили средствами индивидуальной защиты. А какое качество этих СИЗ? Разве не бывало так, что одевают костюм, а он разлазится? Даже пусть и качественный костюм. Но ведь это не скафандр, когда полная непроницаемость. С больным идёт плотный контакт, вероятность заражения всё равно велика. Почему тогда заболел бывший министр здравоохранения Биртанов? Почему заболел бывший вице-министр Камалжан Надыров? У них что – средств индивидуальной защиты не было? Почему заражаются сотрудники департаментов контроля качества и безопасности товаров и услуг? Они что – не знают санитарных правил, если сами следят за их соблюдением?!
А в каких условиях приходится работать! Летом в этом костюме в 40-градусную жару пусть попробуют побыть те, кто отменил выплату! Человек обливается потом, организм от такой нагрузки ослабевает, вот и подхватывает вирус.
— Что предлагают профсоюзы?
— Мы так и не можем понять – чего хотят инициаторы отмены приказа о социальной выплате? Они хотят, чтобы здравоохранение вообще развалилось? Ведь и так скоро работать будет некому, все квалифицированные специалисты уедут. Сейчас поток врачей, уезжающих из Казахстана, приостановился только благодаря пандемии, потому что сложности с выездом, сложности с пересечением границы. Как только эти ограничения снимут, как только вернутся прежние пограничные правила, в другие страны пойдёт просто вал наших врачей. А что их удержит в Казахстане? Никаких социальных гарантий, даже с этой выплатой унизили, вроде бы стали повышать зарплату, но она остается низкой по сравнению и с другими отраслями, и с другими странами.
Профсоюзы выступают за то, чтобы, эту выплату получили все, кто заразился до 20 октября 2020 года. Министерство ведь отменило выплату, и всё. Теперь те, кто не успел подать документы, вообще ничего не получат! Нужно продолжать приём документов по состоянию на 20.10. 2020 г.
Мы будем добиваться не только восстановления выплаты заболевшим и семьям умерших, но и признания коронавирусной инфекции профессиональным заболеванием для медиков. Неужели государство обеднеет от этих выплат, или, наоборот, разбогатеет, отменив выплаты? 2 миллиона в случае заболевания, 10 миллионов в случае смерти – таковы суммы выплаты. Официальные данные таковы: коронавирусной инфекцией и пневмонией заразились 12 830 медицинских работников. Из них единовременные выплаты получили около 9000. Выходит, что 4000 медработников не получили выплату. Они или не входят в группу риска, и им не положена выплата, или должным образом не оформлены документы. Получается, что на выплаты нужно 25,6 млрд. тенге. Разве государство не в силах выделить такие средства?
Те медработники, которые заболели КВИ или пневмонией на рабочем месте, и не получили выплату, не имеют право даже на полноценную оплату больничного листа. Им, как и всем остальным, больничный лист оплачивается в размере не более 15 МРП (это 41 670 тенге). Мы предлагаем, если медики заболели коронавирусом на рабочем месте, то больничный нужно оплачивать в размере 100% от зарплаты, если тяжело заболели – то 200-300% от зарплаты. И оплачивать больничный в таком размере нужно не из средств медицинской организации, а из государственного фонда социального страхования. Тогда работники не будут страдать, и нести не только физические, но и моральные лишения.
Приказы на доплаты, социальные выплаты нужно согласовывать с профсоюзами. Всё должно быть понятно и прозрачно для людей. Ведь многие даже не знают, куда обратиться. Ко мне приходят медработники, которые начали оформлять документы уже после того, как прошло 2-3 месяца после заболевания. Они даже не знали, что нужно было сразу выписывать экстренные извещения, проводить расследование эпидемиологического случая. Потом, задним числом оформить всё, как положено, очень трудно. А теперь, получается, что те, кто не успел до 20 октября, вообще остались ни с чем.
— Марат Шоранов сказал, что выплаты можно сохранить, но теперь уже за счёт местных исполнительных органов или профсоюзов. Неужели он действительно думает, что профсоюз здравоохранения реально может выплатить такие пособия?
— Вице-министр здравоохранения этим своим высказыванием поставил себя в смешное положение. Он лишь показал, что медицинские чиновники совсем не владеют ситуацией, а живут в своём мире, оторванном от реальности. Мы сейчас посчитали, что для выплат всем заболевшим медикам нужно более 25 млрд. тенге. Для этого нужно много лет собирать взносы со всех работников, и при этом вообще отказаться от всех других расходов, фактически распустить профсоюз. Средняя зарплата медперсонала 150 тыс. тенге. С этой зарплаты 1% , т.е. 1,5 тыс. – взносы. С 1000 медработников сумма взносов за месяц составляет 1,5 млн. тенге. Даже не набирается на выплату одному заболевшему. Шоранов думает, что профсоюзы богаче государства, которому все в обязательном порядке платят налоги?! И почему профсоюзы должны выполнять функции государства? У профсоюзов совсем другая задача – защищать права трудящихся. Если как в советское время профсоюзам передать фонд социального страхования, тогда можно будет найти средства на эти социальные выплаты.
— А местные бюджеты в состоянии найти средства для выплат заболевшим медикам и семьям умерших?
— В местных бюджетах даже нет такой статьи расходов, нет такой специфики. Нужно сначала вносить изменения в бюджетное законодательство. А это требует времени. Между тем, болезнь не ждёт, она может прийти внезапно, и человек остаётся один на один со своей бедой, под угрозой потери здоровья, жизни, без всяких социальных гарантий! Разве можно так относиться к тем, кто на передовой, разве можно так унижать людей!
— Что уже предпринял профсоюз работников здравоохранения?
— Мы провели круглый стол с участием международных организаций «О вопросах социально-экономической поддержки и трудовых отношений работников в сфере здравоохранения, задействованных в противоэпидемических мероприятиях». Вот один из пунктов резолюции:
«Законодательно закрепить систему единовременной социальной выплаты работникам субъектов здравоохранения, в случае заражения КВИ или вирусной пневмонией при проведении противоэпидемических мероприятий, а также их семьям, в том числе, в случае смерти работника, независимо от участия в противоэпидемических мероприятиях. Необходимость сохранения обусловлена тем, что не всем медицинским работникам, заболевшим при осуществлении профессиональной деятельности, была выплачена полагающаяся компенсация по причинам того, что допущены нарушения при оформлении документов (не качественные заполнения карт очага эпидемиологического расследования и внесения данных в информационные системы министерств здравоохранения, труда и социальной защиты населения). Также не учитывались при этом другие медицинские работники, не подпадающие под действие соответствующего совместного приказа министерств РК, а также до настоящего времени нет аналитической работы по причинам заражения медработников на рабочих местах, качествах СИЗ и условиях коллективной защиты, как по отдельным организациям, так и в целом по республике. Считаем, экономию бюджета государства необходимо проводить не путем простого отказа от компенсационных выплат, а путем улучшения и обеспечения требуемых условий по безопасности и охране труда, ужесточением требований к ответственным лицам». Мы требуем внести положение о социальных выплатах на уровень не приказа министерства, а внести этот пункт в закон. Резолюция направлена в правительство, но ответа пока нет. Если правительство не услышит требования профсоюза, требования медицинских работников, это окончательно разрушит даже малейшее доверие к государству и будет иметь необратимые последствия для медицины.
— Михаил Ефимович, спасибо за интересное и актуальное интервью. Тысячи медработников, да и не только медработников теперь ждут ответных шагов правительства. Будем надеяться, что разум восторжествует над голым расчётом.
— Будем надеяться. Нам только и остаётся надежда.

Беседовал Денис Данилевский

Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть