НовостиСоциальное партнерство

Миссия и мандат трехсторонних учреждений

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Раздел VIII. Правовая и институциональная база трехстороннего социального диалога.

Б. Миссия и мандат трехсторонних учреждений

1. Ключевые сферы компетенции


Миссия и мандат различных учреждений НТСД могут существенно различаться. Трехсторонние учреждения могут выполнять разные функции в зависимости от экономической и социальной ситуации в стране, ее истории, культуры и типа производственных отношений.В регламенте работы учреждений НТСД должны быть предусмотрены и такие функции, которые трехстороннее учреждение может выполнять по своему усмотрению, и такие, которые оно должно выполнять только по требованию. 

В большинстве случаев мандат трехсторонних учреждений включает выполнение всех или некоторых из приведенных ниже функций:

  • предоставление правительству рекомендаций по политическим вопросам:
  • анализ и разработка политических инициатив;
  • консультации по вопросам формирования политики и ее реализации;
  • рекомендации по экономическим, социальным вопросам и вопросам трудовых отношений;
  • анализ и обсуждение существующих законов и программ;
  • обсуждение трехсторонних соглашений и контроль их выполнения;
  • административное сопровождение принимаемых политических мер;
  • распространение информации среди широкой общественности.

2. Орган общей компетенции или специализированное учреждение?

В некоторых странах действуют как специализированные, так и общие учреждения НТСД. В других же функционирует только один из указанных типов. Соответствующее решение каждая страна принимает самостоятельно.

 Для простоты можно выделить три типа трехсторонних учреждений, даже если такая классификация не будет отражать всех частностей, которые могут встречаться на практике: (1) экономические и социальные советы (ЭСС); (2) трехсторонние консультативные советы по вопросам трудовых отношений; (3) национальные трехсторонние комиссии по социальному диалогу. Однако в ряде случаев функции и сферы компетенции органов каждого типа могут в некоторой степени пересекаться.

В большинстве случаев ЭСС или учреждения НТСД возникали в трудные времена, в период экономического кризиса или в период политических и демократических преобразований. на сегодняшний день ЭСС или национальные  трехсторонние учреждения других типов действуют в большинстве стран.

Трипартизм в Бразилии
В Бразилии действуют следующие органы трипартизма (или трипартизма-плюс):Совет экономического и социального развития (CDES);Трехсторонняя комиссия по международным отношениям (CTRI);Национальная комиссия по ликвидации детского труда (CONAETI) —  четырехсторонняя;Трехсторонняя комиссия по равным возможностям и ликвидации гендерной и расовой дискриминации на рабочем месте (CTIO);Четырехсторонняя комиссия по вопросам повышения минимальной заработной платы;Трехсторонняя комиссия по постоянному и равному представительству (безопасность и гигиена труда);Национальный совет по вопросам иммиграции (CNIg);Национальный совет по вопросам социального обеспечения;Постоянно действующая  национальная комиссия по вопросам портов (CNPP);Национальная комиссия по ликвидации рабского труда (CONATRAE). Кроме того, существуют государственные, районные и муниципальные комиссии по вопросам занятости (с трехсторонним и равным представительством), учрежденные и признанные согласно решениям Совещательного совета Фонда поддержки работников (CODEFAT).
Источник: ILO. 2009. Decent Work Country Profile: Brazil (Geneva and Brasilia).  
  1. Экономические и социальные советы

С середины 1990-х годов наблюдается возрастание интереса к роли экономичских и социальных советов как инструментов демократического участия организаций гражданского общества, в особенности социальных партнеров, в управлении государством.

ЭСС не всегда входят в структуру правительства, но при этом являются консультативными органами высокого уровня, представляющими законные интересы широкого круга участников. Их основные обязанности в целом можно разделить на две группы:

  1. По требованию правительства или парламента ЭСС представляют заключения, консультации или рекомендации по вопросам экономической и социальной политики, а также в отношении законопроектов и предлагаемых стратегий развития страны.
  2. По собственной инициативе ЭСС разрабатывают заключения по экономическим и социальным вопросам, входящим в сферу их компетенции, а также привлекают внимание государственных органов к ключевым политическим вопросам.

Размеры и состав ЭСС могут существенно различаться. Методы работы учреждения определяются его размерами. Чем крупнее ЭСС, тем более формализованны процедуры его работы.

Вместе с тем ЭСС не всегда воплощают идею трипартизма в понимании МОТ, а именно – участие «правительственной группы» в качестве одного из трех основных партнеров. Иногда правительство не участвует в работе ЭСС, или же его роль ограничивается представительством на собраниях и предоставлением административной поддержки в работе секретариата. В работе многих ЭСС принимают участие представители бизнеса и профсоюзов, а также «другие заинтересованные стороны» (например, организации гражданского общества, помимо социальных партнеров: союзы потребителей, молодежные организации, коопертивы, объединения фермеров, общества инвалидов и т.д.), при этом в их состав не входят представители госсударственных органов власти. Таким образом, состав указанных учреждений отражает состав Европейского экономического и социального комитета, в котором не представлены правительства.

Достаточно часто такие учреждения отражают подход трипартизм-плюс (см. Определения в Главе I).

В целом сфера деятельности ЭСС достаточно широка. Вот ключевые вопросы, над которыми работают ЭСС: социальное, медицинское и пенсионное обеспечение, заработная плата, ценовая политика и налогообложение; производственные отношения; коллективные переговоры; трудовые отношения. В последние годы многим ЭСС приходилось заниматься вопросами, связанными с рынком труда и социальными последствиями финансового и экономического кризиса. Кроме того, во многих странах ЭСС внесли в свою повестку дня концепцию достойного труда.

Хотя обычно рекомендации ЭСС не являются обязательными для правительства, они часто накладывают существенные моральные обязательства. Являясь отражением широкого обсуждения и согласия между различными заинтересованными группами, они оказывают влияние на государственную политику, а также на точку зрения парламента и общественности.

В Ирландии отчеты и стратегии, рекомендованные Национальным экономическим и социальным советом, часто оказывают непосредственное влияние на подразделение социальной политики при Администрации Премьер-министра.
В Нидерландах отчеты Социально — экономического совета часто используются парламентом в ходе дебатов с правительством и в процессе выработки законодательства по широкому кругу социальных вопросов. 
МАЭССУ – Международная ассоциация экономических и социальных советов и подобных учреждений
Международная ассоциация экономических и социальных советов и подобных учреждений (МАЭССУ) была создана в 1999 году в Маврикии. Основными целями Ассоциации, в состав которой (по состоянию на 2013 год) входит 71 организация, являются:содействие и продвижение диалога и обмена передовым опытом между ее членами, а также между социальными партнерами во всем мире;содействие развитию репрезентативной демократии и расширению роли социальных партнеров и гражданского общества;стимулирование создания ЭСС путем популяризации преимуществ таких консультативных органов;обеспечение поступления взносов членов Ассоциации в международные организации, такие как МОТ и Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций (ЭКОСОС), в которых она имеет статус постоянного наблюдателя.
Для реализации этих целей МАЭССУ проводит активную международную деятельность по организации внесения взносов и представлению интересов членов Ассоциации в международных организациях. МАЭССУ имеет статус постоянного наблюдателя ЭКОСОС. В 2012 году СОТ и МАЭССУ подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную работу сторон для достижения общих целей по продвижению социального диалога и репрезентативной демократии посредством организации совместных конференций на региональном и субрегиональном уровнях, а также обучения членов ЭСС.
Решения, касающиеся курса и деятельности МАЭССУ, принимаются ее Президиумом, заседания которого проводятся два раза в год. В состав Президиума входят от 15 до 18 членов, которые представляют четыре континента и назначаются Генеральной Ассамблеей. Во главе Президиума стоит Председатель МАЭССУ, который назначается на двухгодичный срок. В Ассоциации применяется система ротации по географическому признаку.  
  1. Трехсторонние консультативные советы/комитеты по труду

Консультативные советы/комитеты по труду создаются с конкретной целью обеспечения консультаций между правительством, представленным руководящим органом в сфере труда, и представителями работников и работодателей по вопросам национальной политики в сфере труда и занятости (таким, как условия труда, занятость, профессиональная ориентация и обучение, социальное обеспечение и защита, меры поощрения и содействия свободным и добровольным коллективным переговорам, минимальный размер заработной платы, безопасность и гигиена труда и т.д.). В большинстве случаев они создаются при министерствах труда/занятости и входят в их структуру.

Шри-Ланка. Национальный консультативный совет по труду

Национальный консультативный совет по труду (НКСТ) представляет собой трехсторонний национальный консультативный механизм, созданный с целью обеспечения консультаций и сотрудничества между правительством и организациями работников и работодателей на национальном уровне по вопросам, связанным с социальной политикой, политикой в сфере труда и международными трудовыми нормами.
Задачи НКСТ:содействие социальному диалогу между правительством и организациями работников и работодателей по вопросам социальной политики и трудовых отношений;предоставление форума, благодаря которому правительство может узнать мнения, получить рекомендации и помощь организаций работников и работодателей по вопросам социальной политики и политикой в сфере труда, трудовым законодательством, а также вопросами, связанными с ратификацией, применением и выполнением международных трудовых норм;содействие взаимопониманию и налаживанию связей, поддержка тесного сотрудничества между правительством и организациями работников и работодателей с целью обеспечения экономического развития, улучшения условий труда и повышения уровня жизни.
Состав:Министр труда и трудовых отношений выступает в роли председателя НКСТ. Организации и учреждения, представленные в НКСТ, выбираются министром из числа «наиболее представительных» организаций работников и работодателей в различных секторах экономики.Кроме того, для обсуждения тех или иных специальных вопросов, требующих изучения и представления доклада в НКСТ, могут создаваться трехсторонние производственные комитеты и специальные комитеты, к работе которых при необходимости привлекаются эксперты.
Источник: Министерство труда и трудовых отношений Шри-Ланки. Национальный консультативный совет по труду. Веб-сайт: http:///www.labourmin.gov.lk/web/index.prp?option=com_content&view=article&id=173&ltemid=176&lang=en.  
Трехсторонние учреждения стран Латинской Америки и Карибского бассейна

Во многих странах Латинской Америки и Карибского бассейна действуют трехсторонние консультативные советы и/или совещательные комитеты по труду. Например, подобные органы действуют в Колумбии, Коста-Рике, Доминиканской Республике, Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе, Никарагуа и Перу.Вопрос о том, каким образом в учреждениях социального диалога должны представляться интересы других сторон помимо работников и работодателей, обсуждался на региональном уровне. Особое внимание уделялось работникам кооперативов, малых и микропредприятий, а также самозанятым работникам.
В регионе было получено два ответа на данный вопрос:
Во-первых, организации работников и работодателей договорились впредь принимать в число своих членов больше таких социальных субъектов, чтобы обеспечить представительство их интересов. Во-вторых, появились другие органы социального диалога, а именно экономические и социальные советы (например, в Сальвадоре, Доминиканской Республике и Гватемале). Эти советы имеют более широкое представительство, что позволяет учитывать интересы всех заинтересованных сторон. Следует отметить, что Экономический и социальный совет Гондураса представляет собой трехсторонний консультативный орган, отличающийся от других ЭСС региона.
Оптимальным решением является такое распределение политических сфер действия обоих типов учреждений социального диалога, которое предусматривало бы их взаимное дополнение и возможность консультирования с социальными партнерами и другими социальными субъектами.
Например, в Доминиканской Республике Совет по экономическим, социальным и институциональным вопросам (созданный в 2005 году) рассматривает вопросы национального уровня, в то время как Консультативный совет по труду (1999) отвечает исключительно за вопросы, связанные с отношениями между трудящимися и предпринимателями. В Сальвадоре функции этих двух учреждений являются взаимодополняющими: ЭСС определяет общие аспекты государственной политики по социальным и трудовым вопросам, а Верховный совет по труду отвечает за практическое решение этих вопросов.
Дополнительную информацию можно получить на веб-сайте регионального бюро МОТ для стран Латинской Америки и Карибского бассейна: http:///www.ilo/org/americas  
  1. Национальные трехсторонние комиссии/советы по социальному диалогу

Национальные трехсторонние комиссии/советы по социальному диалогу – это еще один вид трехсторонних учреждений, которые действуют в некоторых странах. Такие комиссии обычно создаются с целью обеспечения эффективного и подлинного социального диалога между правительством и социальными партнерами, предупреждения и разрешения коллективных трудовых конфликтов национального значения и мониторинга выполнения тех или иных договоров/соглашений.

Одной из ключевых характеристик таких органов является то, что в них широко представлено правительство в лице нескольких министерств национального значения (например, министерств труда, финансов, экономики и др.).

Такие учреждения обычно меньше, чем ЭСС, и часто имеют исключительно трехсторонний состав.

Комиссии и советы НТСД. Примеры

Болгария
Главным органом, отвечающим за процесс социального диалога на национальном уровне, является Национальный совет трехстороннего сотрудничества (НСТС). НСТС, созданный в 1993 году, содействует сотрудничеству и консультациям по вопросам трудовых отношений, социального обеспечения и уровня жизни. При нем функционируют постоянно действующие комиссии по ряду направлений. 

Польша
Трехсторонняя комиссия по социально-экономическим вопросам была создана в 2001 году. Сфера компетенции Комиссии ограничена двумя направлениями – установление показателей повышения заработной платы на предприятиях и в бюджетной сфере, что оказывает прямое влияние на уровень заработной платы в более широком государственном секторе; и участие в предварительном этапе подготовки государственного бюджета. Кроме того, Комиссия имеет право выражать свою точку зрения по любым важным экономическим и социальным вопросам, если, по ее мнению, решение таких вопросов имеет большое значение для обеспечения социальной стабильности. В рамках Комиссии функционируют десять тематических групп.
Источник: EUROnline.

Сенегал
В соответствии с Национальной хартией социального диалога (2002) правительством и социальными партнерами был учрежден Национальный трехсторонний комитет по социальному диалогу с целью контроля и управления процессом такого диалога. Принятие Хартии и работа Комитета оказали влияние на деятельность правительства и способствовали разработке Пакта социальной стабильности и экономического роста как инструмента реализации национальной политики. 

Тунис
Трехсторонний социальный договор (2013) предусматривает создание Национального совета по социальному диалогу для обеспечения эффективного и непрерывного НТСД в стране. В состав Совета должны войти участники трехстороннего партнерства. Кроме того, Совету необходимо предоставить финансовую и административную автономность. Помимо прочего, данный орган должен разрабатывать рекомендации в отношении законопроектов, связанных с социальными и экономическими вопросами. 
  1. Специальные трехсторонние комитеты

Специальные трехсторонние комитеты иногда создаются для рассмотрения конкретных вопросов, связанных с трудовыми отношениями и не только (например, с безопасностью и гигиеной труда на рабочем месте, обеспечением гендерного равенства, а также регулирования заработной платы и установления минимального уровня заработной платы).

Специальные трехсторонние комитеты могут существовать в форме обособленных органов или подразделений основного национального трехстороннего учреждения. Они могут создаваться от случая к случаю, на короткий промежуток времени или на длительный срок.

Сингапур. Специальные трехсторонние органы (выборка)
Хотя в Сингапуре отсутствуют законодательные основы институционализации трехсторонних механизмов, трипартизм уникальным образом реализуется через трехсторонние органы, что является практичным и действенным методом решения различных вопросов и фактического достижения поставленных целей. За годы работы был создан целый ряд трехсторонних комитетов. Некоторые из этих органов продолжают функционировать, другие же прекратили свою работу. В случае достижения консенсуса по тому или иному вопросу в форме рекомендаций, руководящих принципов или иных средств выражения воли трехсторонних партнеров каждая из сторон несет ответственность за их выполнение на практике.
1972Национальный совет по вопросам заработной платы — действует
1981Комитет по производительности — расформирован
1983Руководящий комитет по сотрудничеству в сфере организации труда — расформирован
1986Трехсторонний подкомитет по реформе оплаты труда Национального совета по вопросам заработной платы — расформирован
1993Трехсторонний контрольный комитет по гибкой системе оплаты труда — расформирован
1994Трехсторонний контрольный комитет по закону о занятости — расформирован
1997Подкомитет по трудовым ресурсам и продуктивности (в составе сингапурского Комитета по конкурентоспособности) — расформирован
1998Трехсторонняя коллегия по вопросам сокращения персонала — расформирована
2000Трехсторонний комитет по стратегии совмещения трудовых и семейных обязанностей — действует
2001Подкомитет по вопросам влияния экономической перестройки; Рабочая группа по вопросам оплаты труда (в составе Экономического контрольного комитета) — расформированы
2004Трехсторонняя контрольная группа по выполнению раздела 18А Закона о занятости по реструктуризации компаний – расформирована
2004Трехсторонняя рабочая группа по вопросам гибкого графика работы – расформирована
2004Национальная трехсторонняя инициатива по корпоративной социальной ответственности — расформирована
2005Трехсторонний комитет по вопросам трудоустройства лиц старшего возраста – действует
2006Трехсторонняя группа по вопросам участия общественности в регулировании трудовых отношений – действует
2006Трехсторонний альянс за справедливые условия найма на работу – действует
2007Трехсторонний комитет по вопросам Центрального сберегательного фонда и выплаты пособий для низкооплачиваемых работников – в 2010 году переформирован в Трехсторонний комитет по вопросам низкооплачиваемых работников и инклюзивного развития
2007Трехсторонняя рабочая группа по повышению занятости среди женщин – расформирована
2008Трехстороння рабочая группа по пересмотру Закона о занятости – расформирована
2008Трехсторонняя целевая рабочая группа по преодолению экономического спада – расформирована
2009Трехсторонняя рабочая группа по подготовке к пандемии гриппа – расформирована
2009Трехсторонние группы по стратегии развития (группы TRUST) – расформированы
2010Национальный совет по вопросам производительности и непрерывному образованию – действует
2010Трехстороння рабочая группа по вопросам надомной работы с применением ИКТ — расформирована
2010Трехсторонний комитет по вопросам низкооплачиваемых работников и инклюзивного развития – действует
2012Трехсторонняя рабочая группа по пересмотру Закона о занятости – действует
2013Специальная трехсторонняя группа по борьбе с задымлением – действует
Источники: ILO. 2010. ILO Study Mission on Singapore’s Tripartism Framework (Geneva).Fashoyin T. 2010. Ttipartite cooperation, labour market reform and economic upturn in Singapore, DIALOGUE Working Paper No. 20 (Geneva, ILO): http://www.ilo.org 
Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть