Вопросы построения трехстороннего социального диалога и планирования работы
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Раздел VI. Вопросы построения трехстороннего социального диалога и планирования работы.
Хотя традиционно трехсторонние консультации проводились по вопросам трудовых отношений и социальной политики, с конца 1990-х годов сфера применения трехстороннего социального диалога существенно расширилась.
Все в большем числе стран трехсторонние учреждения социального диалога начали включать в свою повестку дня более широкий круг вопросов, начиная с трудовых отношений и социально-экономической политики и заканчивая более комплексными макроэкономическими проблемами (такими, как налоговая и денежная политика, торговля и промышленность). Это соответствует положениям Рекомендации №113 о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и национальном масштабе (1960), в которой предусмотрено проведение консультаций по широкому кругу вопросов.
Рекомендация МОТ №113 о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и национальном масштабе (1960) Рекомендация №113 о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и национальном масштабе (1960) направлена на содействие расширению круга вопросов, по которым проводятся консультации правительств и социальных партнеров. Согласно рекомендации такие консультации и сотрудничество должны быть направлены, в частности:на совместное рассмотрение организациями работодателей и работников вопросов, представляющих для них взаимный интерес, с целью достижения в возможно большей степени согласованных решений; ина обеспечение того, чтобы компетентные государственные органы власти соответствующим образом запрашивали мнение организаций работодателей и работников и обращались к ним за советами и помощью в таких областях, как:подготовка и применение законодательства, затрагивающего их интересы;создание и деятельность общегосударственных органов, ведающих организацией рынка занятости, профессиональной подготовкой и переподготовкой, производственной безопасностью и гигиеной труда, производительностью труда, социальным обеспечением и бытовым обслуживанием;разработка и осуществление планов экономического и социального развития. |
На практике круг вопросов, обсуждаемых в ходе трехсторонних переговоров, зависит от потребностей людей, распределения власти между социальными партнерами и правительством, международной обстановки, политической ситуации в стране, культуры социального диалога и т.д.
За некоторые вопросы, например за охрану труда и технику безопасности, могут также отвечать специализированные органы. Примеры: Турция: Положение о процедурах и принципах работы Трехстороннего консультативного совета по вопросам труда (2004). Уругвай: Закон 83/96 (1996) предусматривает создание трехстороннего Национального совета по охране труда и технике безопасности на рабочем месте. |
Колумбия. Широкая сфера компетенции трехсторонней Комиссии по вопросам заработной платы и политики в сфере труда |
Мандат трехсторонних учреждений может быть широким. Например, в Колумбии Законом №278 (1996) трехсторонняя Постоянная комиссия по вопросам заработной платы и политики в сфере труда уполномочена, в частности, содействовать хорошим производственным отношениям с целью обеспечения справедливости в условиях экономической координации и социальной стабильности; принимать участие в разрешении коллективных трудовых конфликтов; определить совместными усилиями политику в сфере заработной платы и в сфере регулирования различных вопросов трудового права (таких, как благосостояние работников; минимальная заработная плата; создание рабочих мест; участие работников в управлении компаниями…). Комиссия также имеет право отслеживать выполнение принятых решений и стратегий и разрабатывать законопроекты в сфере своей компетенции, которые впоследствии передаются правительством Конгрессу. Кроме того, Комиссия может решать любые вопросы, обозначенные правительством в связи с Конвенцией МОТ № 144. |