НовостиСоциальное партнерство

Надлежащая институциональная поддержка.

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Раздел III. Предпосылки успешного национального трехстороннего социального диалога.

Г. Надлежащая институциональная поддержка.

Хотя трехсторонние консультации могут быть формальными и проводиться от случая к случаю (как в Германии), создание институтов НТСД может способствовать стойкому утверждению социального диалога в качестве одного из этапов принятия решений в стране. В таком случае правительство при сотрудничестве с социальными партнерами должно обеспечить, чтобы такие институты стабильно и эффективно функционировали и надлежащим образом финансировались.

Надлежащим образом финансируемая институциональная система способствует закреплению долгосрочных обязательств.

В большинстве государств – членов МОТ (80%) НТСД в той или иной форме институционализирован.  В то же время сам факт существования института не дает никаких гарантий эффективности трехстороннего социального диалога. Во многих странах актуальной остается задача укрепления правовой и институциональной системы НТСД, а также повышения ее влияния на процесс формирования политики.

Основным требованием для обеспечения надлежащей институциональной поддержки является эффективная законодательная база трехстороннего социального диалога на национальном уровне, представляющая собой надежную основу его функционирования, независимо от изменения политического курса. Законодательство должно предусматривать необходимые гарантии и меры защиты, а также определять формы сотрудничества между социальными партнерами, равно как и принципы, процедуры работы и функции трехсторонних органов.

Кроме того, институциональная база социального диалога может предусматривать: (1) поддержку со стороны сильного и эффективного управления вопросами труда; (2) механизмы предупреждения ии разрешения трудовых споров; (3) институты, содействующие коллективным переговорам; и (4) учреждения, обеспечивающие статистические данные и другую необходимую информацию. 

В большинстве стран социальный диалог основывается на законодательстве, а в некоторых случаях закреплен конституционно.  
Социальный диалог в национальных конституциях
В конституциях некоторых стран напрямую упоминаются социальный диалог, трипартизм или трехсторонние органы:
Конституция Анголы (2010)
Статья 49, пункт 1. «Всем представителям либеральных или независимых профессий в целом всем самозанятым работникам гарантируется свобода профессиональных объединений с целью защиты их прав и интересов, а также регулирования этических основ той или иной профессии».
Статья 50, пункт 2. «Устанавливается, что профсоюзные организации имеют право на защиту прав и интересов работников и на реализацию права на социальный диалог, который должен учитывать основополагающие права человека и сообществ, а также фактическое состояние экономики в рамках законодательства».
Конституция Колумбии (1991)
Статья 56. «(…) Постоянно действующая комиссия, в состав которой входят представители правительства, а также работников и работодателей, должна содействовать развитию здоровых трудовых отношений, вносить вклад в решение коллективных трудовых споров и координировать политику регулирования заработной платы и трудовых отношений. Состав и принципы работы такой комиссии определяются законом».
Конституция Мексики (1917)
Статья 123. «Общий уровень минимальной заработной платы устанавливается Национальной комиссией, в сотав которой входят представители работников и работодателей и правительства. Такая национальная комиссия может создавать столько дополнительных комиссий, сколько необходимо для обеспечения ее эффективной работы».
Конституция Черногории (2007)
Статья 65. «Социальный статус работников устанавливается Социальным советом. Социальный совет состоит из представителей профсоюзов, работодателей и правительства».
Конституция Польши (1997)
Преамбула
«В заботе о существовании и будущем нашей Родины (…) мы, Польский Народ – все граждане Республики (…) учреждаем Конституцию Республики Польша как основной закон для государства, опирающийся на уважении свободы и справедливости, взаимодействии властей, общественный диалог, а также на принцип субсидиарности, укрепляющий права граждан и их сообществ».
Статья 20. «Социальное рыночное хозяйство, основанное на свободной хозяйственной деятельности, частной собственности, а также солидарности, диалоге и сотрудничестве социальных партнеров,  является основой экономического устройства Республики Польша».
Конституция Тайланда (2007)
Раздел 84. «Государство должно действовать с соответствии с экономической политикой следующим образом:(…) (7) содействие в трудоустройстве лицам трудоспособного возраста, защита детского и женского труда, обеспечение системы трудовых отношений и трехсторонней системы, позволяющей рабочим выбирать своих представителей, предоставление социального обеспечения и гарантии того, что работающие на равной основе рабочие получают заработную плату, льготы и пособия на справедливой и недискриминационной основе (…)».
Конституция Филиппин (1987)
Статья 3. «(…) Государство гарантирует соблюдение прав всех трудящихся на создание профсоюзов, ведение переговоров о заключении коллективных трудовых договоров, а также мирные групповые акции, включая право на забастовку в соответствии с законом. (…) В рамках закона они также могут принимать участие в политике и процессе принятия решений, влияющих на их права и привилегии.Государство следует принципу справедливого распределения ответственности между трудящимися и работодателями и отдает предпочтение добровольным способам урегулирования споров, включая примирение, а также следит за обоюдным соблюдением данных принципов в целях сохранения мирных отношений в производственной сфере (…)».  
Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Закрыть