Предпосылки успешного национального трехстороннего социального диалога.

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Раздел III. Предпосылки успешного национального трехстороннего социального диалога.
В. Политическая воля и приверженность социальному диалогу.
Правительства и организации работников и работодателей должны вступать в социальный диалог, одинаково понимая при этом цель такого диалога. У них должен быть определенный уровень доверия друг к другу и «политическая воля» для участия в данном процессе.
Несмотря на различия во взглядах и целях, социальные партнёры должны уметь находить общие задачи и приоритеты. Представители сторон социального диалога за столом переговоров должны воспринимать друг друга как равных партнеров. Стремление к диалогу не может являться результатом принуждения или навязывания.
Долгосрочные обязательства
Трехсторонний социальный диалог на национальном уровне – это длительный процесс. Переговоры по некоторым вопросам могут длиться годами. Поэтому участие в таком диалоге требует приверженности и терпения, особенно со стороны правительства.
Хотя социальный диалог может быть эффективным средством уменьшения экономической и социальной напряженности, усилия социальных партнеров и правительства по его поддержанию не должны прекращаться и после того, как основные экономические сложности страны окажутся позади. Это позволит обеспечить устойчивость положительных изменений, достигнутых в период кризиса.
Социальный диалог представляет собой уникальный инструмент упреждающего характера, который позволяет заключать соглашения в преддверии экономических и социальных изменений, в частности в сфере развития потенциала, производительности, миграции, безопасности и гигиены труда, гендерного равенства и вопросов, связанных с отказом от дискриминации, или в связи с внедрением в стране трудовых норм согласно ратифицированным международным договорам.
Вместе с тем в странах, где социальный диалог не приводит к заключению соглашений, участники трехсторонних отношений должны прикладывать усилия для дальнейшего взаимодействия с целью построения доверительных отношений и восстановления уверенности в партнерах, а не прекращать такой диалог. Как показал пример ряда стран, действенной и надежной альтернативы социальному диалогу не существует.
Если не все стороны социального диалога в полной мере настроены на проведение переговоров, можно рассмотреть более ограниченные варианты их взаимодействия. Стороны могут начать с обмена информацией и неформального сотрудничества, что поможет им создать атмосферу доверия и продвинуться по пути социального диалога.
В Швеции подготовка пенсионной реформы в 1990-2000 годах заняла почти десять лет, при этом сторонам часто было сложно найти компромиссное решение. Для получения результата участникам трехсторонних отношений потребовались долгосрочные усилия и сильная воля. |
Построение доверительных отношений
Социальным партнерам и правительству необходимо строить и поддерживать доверительные отношения. Эта задача может оказаться сложной, если ранее стороны прошли через конфликты, подозрения, недоверие друг к другу.
Насколько бы ни была каждая из сторон уверена в своей правоте, все участники диалога должны быть готовы к тому, что наличие прав также подразумевает наличие обязанностей и что всегда необходимо прислушиваться к точке зрения оппонентов.
Создание атмосферы доверия. Примеры |
повышение эффективности коммуникации и обмена информацией между правительством и социальными партнерами в отношении предлагаемой процедуры, рамок и конечных результатов трехстороннего диалога;обеспечение приверженности процессу построения диалога на самом высоком уровне и организация предварительных совещаний с высокопоставленными представителями каждой из сторон;создание мощной институциональной базы для НТСД с четкими правилами и гарантиями, конечными результатами и независимостью сторон. Поскольку некоторые стороны отдают предпочтение переговорам за закрытыми дверями, может быть целесообразно предварительно оговорить конфиденциальный характер переговоров;привлечение независимого лица пользующегося уважением всех сторон, которое бы выступало в качестве беспристрастного и справедливого арбитра;привлечение услуг независимого секретариата;содействие научной деятельности, исследованиям и дискуссиям по поводу НТСД, а также обмену передовым опытом;обеспечение регулярности совещаний с целью более близкого знакомства сторон. Сам факт проведения совещания может стать фундаментом установления личных контактов. Благодаря опыту участия в консультациях организации работников и работодателей способны более эффективно заявлять об интересах своих членов и отстаивать их, а также более эффективно сотрудничать с правительством;обеспечение действенного выполнения и реализации принятых решений (например, соглашений). |