Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1. 2. Реализация соглашений и мониторинг их выполнения
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
2. Реализация соглашений и мониторинг их выполнения
В случае достижения сторонами определенных договоренностей в ходе трехсторонних переговоров они должны быть уверены, что смогут выполнять «принятые решения».
Способность выполнять взятые на себя обязательства и следовать договоренностям – это важная составляющая доверия, которое стороны должны установить между собой. Это основополагающие предпосылки успешного и долгосрочного трехстороннего сотрудничества.
Без реализации достигнутых договоренностей социальный диалог может восприниматься просто как «возможность высказаться», которая не ведет к каким-либо конкретным действиям. Потому необходимо проводить мониторинг и оценку выполнения достигнутых договоренностей. Результаты оценки должны приниматься во внимание во время следующего цикла переговоров, а опыт, полученный в ходе выполнения предыдущих соглашений, должен учитываться при проведении следующего раунда переговоров.
В большинстве стран ответственность за выполнение соглашений несут соответствующие правительственные министерства. Поэтому важно развивать потенциал стран в трансформации соглашений в конкретные политические решения и программы действий, а также проводить мониторинг их выполнения. Вместе с тем, даже если правительство несет общую ответственность за проведение переговоров и выполнение предписанных соглашений, социальные партнеры должны также принимать участие в обеспечении надлежащего выполнения соглашений.
На Филиппинах функции Трехстороннего совета по мирному урегулированию трудовых споров (TIPC) – главного консультативного и совещательного органа при Департаменте труда и занятости – включают «мониторинг полного осуществления и выполнения соответствующими секторами положений всех трехсторонних соглашений, включая международные конвенции, кодексы поведения и социальные договоры». |
Ирландия. Различные системы мониторинга выполнения соглашений |
Трехсторонний орган, Центральный контрольный комитет (ЦКК), был создан для проведения мониторинга и оценки реализации Программы национального восстановления (ПНВ) на 1987-1990 годы. ПНВ включала в себя соглашение между работодателями, профсоюзами, фермерскими хозяйствами и правительством об уровне заработной платы – как в частном, так и в государственном секторах – на трехлетний период. В рамках своего мандата ЦКК обеспечивал выполнений обязательств и условий соглашения каждой из сторон. Важной функцией ЦКК было поддержание постоянного диалога между правительством и социальными партнерами по ключевым вопросам экономической и социальной политики, а также издание рекомендаций по мере необходимости. ЦКК продолжил свою деятельность в соответствии с заключенными позднее соглашениями:Программа экономического и социального развития (PESP), 1991-1994;Программа обеспечения конкурентоспособности и занятости (PCW), 1994-1996;Партнерство 2000, 1997-2000 (Наблюдательный комитет Партнерства-2000 занял место ЦКК). Позднее в соответствии с Программой обеспечения благосостояния и справедливости (PPF) и Программой устойчивого прогресса (2003-2005) правительством был учрежден ряд рабочих группа дополнение к ежеквартальным совещаниям Руководящего комитета, где были представлены социальные партнеры. Идея создания рабочих групп родилась из желания решить ряд сложных социальных и экономических проблем. Согласно общему мнению, такие рабочие группы оказались менее эффективными, чем ожидалось. В соответствии с соглашениями «На пути к 2016 году» (Т16) (2006-2016) и «На пути к 2016 году: пересмотренное и переходное соглашение» (2008-2009) была создана Руководящая группа, при помощи которой правительства и социальные партнеры брали на себя общую ответственность за управление и выполнение рамочного соглашения. Однако в начале 2009 года, когда переговоры в отношении нового пакта потерпели крах, система социального партнерства приостановила свое существование. Таким образом, в настоящее время не действуют никакие договоры в этой сфере. Вместе с тем, согласно Стратегии «Европа-2020», при подготовке программы национальных реформ правительства стран должны проводить консультации с каждым из социальных партнеров. Источник: O’Donnel, R.; Thomas, D. 2002. «Ireland in the 1990s: Policy Concertation Triumphant» in S. Berger and H. Compson (eds): Policy Concertation and Social Partnership in Western Europe: Lessons for the 21st Century (New York, Berghahn Books), pp. 167-186. |