Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1. Испания. Социальные пакты и политические изменения.
Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»
(Руководство МОТ по эффективному управлению)
Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.
Испания. Социальные пакты и политические изменения.
После падения режима Франко в октябре 1977 года социальными партнерами был подписан ряд соглашений по консолидации политических преобразований для перехода к демократии и экономическим реформам. Эти соглашения, известные как Пакты Монклоа, способствовали принятию новой Конституции в 1978 году. В пункте 1 статьи 37 Конституции устанавливались законодательные гарантии на коллективные переговоры между представителями работников и работодателей, а также обязательный характер соглашений. Таким образом, в Конституции 1978 года была признана роль организаций работников и работодателей.
К 1981 году социальны партнеры, опасаясь изменения политического курса, заговорили о важности восстановления экономического доверия. Правительством были инициированы переговоры, результатом которых стало заключение Национального соглашения о занятости (Acuerdo Nacional sobre el Empleo (ANE)), которое было подписано организацией работодателей Испанской конфедерацией предпринимательских организаций (Confederacion Espanola de Organizaciones Emplesariales (CEOE)) и двумя профсоюзными организациями: Всеобщим союзом трудящихся (Union General de Trabajadores (UGT)) и Конфедерацией профсоюзов рабочих комиссий (Confederacion Sindical de Comisiones Ombreras (CC.OO.)). Первоначальные опасения в отношении снижения воинственности (CC.OO.), регулирования заработной платы и признания законной силы государственной политики (оба профсоюза) удалось смягчить путем подписания параллельных соглашений, в которых было закреплено участие социальных партнеров в различных регулирующих органах и предусматривалось финансовое стимулирование сотрудничества со стороны профсоюзов. В 1984 году в контексте институционализации демократии и глубокого экономического кризиса было подписано Социальное и экономическое соглашение (Acuerdo Economico y Social (AES)). Данное соглашение предусматривало регулирование заработной платы, бюджетную консолидацию и использование временных контрактов.
До 1977 года не заключалось никаких других социальных пактов. Однако всеобщее опасение в отношении перспектив развития низкотехнологичной и низкопроизводительной экономики стали новым толчком для сотрудничества. Самое главное, что стороны верили в укрепление своих позиций на переговорах, что снижало опасения по поводу их негативного исхода. Переговоры проходили на семи совещаниях за «круглым столом», где стороны обсуждали вопросы коллективных переговоров и реформирования рынка труда. Еще одной новой чертой данных переговоров стал их двусторонний характер с последующей кодификацией результатов переговоров правительством. Данная процедура повторилась по просьбе правительства 2000-2004 годов, большинство в котором принадлежало социалистической партии, что стало важным достижением для социальных партнеров, поскольку в случае невозможности достижения договоренности правительство могло действовать по своему усмотрению.
Институционализация на протяжении последующего десятилетия двусторонних политических соглашений 2001 года по вопросам регулирования доходов, а также подписанного в 2002 году Соглашения о коллективных переговорах (Acuerdo para la Negociacion Colectiva (ANC)) привела к тому, что испанские социальные пакты превратились из специальных политических договоренностей в признанные на национальном уровне соглашения. В новых пактах были предусмотрены процедуры и повестка дня последующих децентрализованных переговоров в стране, для которой характерно отраслевое и региональное многообразие. Однако после 2009 года в процессе социального диалога в Испании возникло напряжение из-за корректировочных мер, принятых с целью смягчения влияния кризиса на рынок труда.
Источник: Molina, O.; Rhodes, M. 2011. “Spain: From Tripartite to Bipartite Pacts”, in S. Avdagic, M. Rhodes and J. Visser (eds): Social Pacts in Europe: Emergence, Evolution and Institutionalisation (Oxford: Oxford University Press), pp. 174-202.