Адаптивность - свойство современной экономики

Институты гражданского общества в модели адаптивной экономики

ПРОДОЛЖЕНИЕ. 2.6. Институты гражданского общества в модели адаптивной экономики (Кажыкен М. Модель адаптивной экономики, 2018 г.).
***
Партнерство, если оно опирается только на заинтересованность участников в сотрудничестве, не гарантирует достижения частных и общих целей. У такого утверждения есть ряд аргументов, среди которых я выделил бы следующие: хотя между партнерами существует единство взглядов и убеждений относительно развития экономики, например, совпадение в выборе приоритетов, консенсус в подходах к реструктуризации отраслей и при-знание связи между структурой собственности на капитал и национальным доходом, но все же без надлежащего исполнения сторонами своих обязательств планы партнеров окажутся разрушенными, цели не достигнуты, а соглашения будут сорваны. Прогресс вероятен только тогда, когда стороны не только разделяют общее интересы, но и добросовестны при исполнении своих обязательств.
Каждый участник партнерства, каждая сторона соглашения внесет посильный вклад в общее дело, если их действия будут добродетельными. Только один этот факт может увеличить шансы достижения общих целей. Даже, если каждый участник, преследуя собственные цели, будет действовать в пространстве согласованных общих целей, приоритетов и задач, он тем самым внесет существенный вклад в общее дело, соответственно обусловит частный и общий успех.
Партнеры должны быть внимательны друг к другу. Внимательность проявляется не только в искреннем уважении к проблемам и задачам партнеров, но и стремлении оказать им практическую помощь, поддержать инициативу или уступить в некоторых ситуациях. Общественный институт, принимая во внимание интересы партнеров, подстраивается под их стратегии, разумеется, если такими действиями не обусловит экономические убытки своих членов из-за роста издержек. Например, представители предпринимателей, поддерживая профсоюзы в вопросах повышения качества трудовых ресурсов и улучшения условий труда, приводят к одновременному возникновению нескольких эффектов. Во-первых, люди будут работать в благоприятных условиях, а их трудовые доходы вырастут. Во-вторых, работодатели получают дополнительный экономический эффект от повышения производительности труда. Это слишком простой при-мер, но он иллюстрирует обоюдную выгоду от внимания одного партнера к проблемам другого.
Естественно, у партнеров имеются противоположные интересы. Главное, что интересы не конфликтуют (не антагонистичные), поэтому существуют возможности их урегулирования или нахождения баланса, устраивающего стороны.
Институты партнерства должны развиваться достаточно быстро, чтобы соответствовать темпам меняющихся условий среды. Однако и сами общественные институты должны адаптироваться, подстраиваясь друг под друга, а вместе – под меняющиеся или уже изменившиеся условия. В частности, когда страну поражает экономический кризис, противостояние профсоюзов и работодателей становится не конструктивной; напротив, партнеры должны проявлять активность в поиске общих подходов и осуществлении совместных мер. Когда интересы предпринимательства и работников сбалансированы, то возрастает вероятность успеха стратегий и программ, инициированных правительством. Правительство может потерять партнеров, если не будет надлежащим образом исполнять свои обязательства, если будет невнимателен к их интересам.
Ясно, что описанная модель взаимоотношений партнеров близка к идеальной. В реальности гармонии достичь чрезвычайно сложно. Крайне трудно выстраивать взаимовыгодные отношения и приходить к консенсусу по многим вопросам, где есть конфликт интересов. Даже в развитых обществах отношения партнеров далеки от идеальных образцов. Зачастую бывает не-легко реализовать достигнутое соглашение из-за различных толкований сторонами отдельных его пунктов. Поэтому необходима соответствующая нормативная правовая база партнерства.
Радикальным шагом является принятие специального правового закона о «партнерстве для развития», закрепляющего права и обязанности правительства и общественных институтов. Закон легитимирует право участвовать в диалоге, принимать решения и подписывать соглашения, касающиеся общих интересов и интересов членов. Кроме того, закон должен закрепить право субъекта требовать от партнеров надлежащего исполнения принятых обязательств. Разумеется, у сторон должны быть конкретные обязанности в рамках «партнерства для развития». Та-кой правовой закон о партнерстве войдет в структуру институтов модели адаптивной экономики, соответственно, будет способствовать формированию и реализации стратегии активной адаптации.
.
ПРИВЕТСТВУЮТСЯ: комментарии, дополнения и конструктивная критика. Продолжение следует.
30.01.2019.

Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Закрыть