НовостиСоциальное партнерство

Учредительные документы трехсторонних учреждений

Из книги «Национальный трехсторонний социальный диалог»

(Руководство МОТ по эффективному управлению)

Национальный трехсторонний социальный диалог. Часть 1.

Раздел VIII. Правовая и институциональная база трехстороннего социального диалога.

А. Учредительные документы трехсторонних учреждений


Для того, чтобы национальный социальный диалог стал неотъемлемой составляющей процесса регулирования рыночных отношений в стране, он должен быть основан на широком консенсусе сторон.Вместе с тем не существует единой модели поведения в этом вопросе. Кроме того, существуют различные возможности достижения такого консенсуса. Единственным ключевым элементом является обеспечение согласия сторон в отношении основных характеристик такого учреждения, в частности его мандата и сферы компетенции, состава и финансирования. После этого трехстороннее учреждение утверждает свой регламент и правила работы. 

1. Национальная конституция и законодательство

Во многих странах деятельность учреждений НТСД имеет законодательную основу. Иногда функционирование трехсторонних органов закреплено в конституции страны. 


Например, в Конституции Черногории (2007) предусмотрено, что «социальный статус работников устанавливается Социальным советом. Социальный совет состоит из представителей профсоюзов, работодателей и правительства». (Статья 65)  

Процесс принятия закона или соответствующего нормативного акта требует времени, однако в конечном итоге это приносит неоценимые преимущества, создавая условия для НТСД в качестве важной составляющей формирования политики. Кроме того, надёжные правовые основы деятельности трехстороннего органа служат гарантией того, что такой орган не будет распущен в случае возникновения трудностей в стране, например, в период экономического кризиса.

Однако законодательное закрепление деятельности учреждений не является гарантией успеха социального диалога на национальном уровне. Для успеха требуются еще взаимные обязательства сторон, их ответственность и доверие друг к другу. 

2. Постановления правительства

Еще один возможный вариант – это создание трехстороннего учреждения на основании постановления правительства или министерства (например, указа) после проведения консультаций с социальными партнерами.

Преимуществом такого пути является оперативность создания учреждения.

3. Соглашение сторон

Кроме того, НТСД может быть основан на соглашении сторон.

Совет по обеспечению экономического и социального согласия, действующий в Чешской Республике, представляет собой добровольное объединение, в состав которого входят представители профсоюзов, работодателей и правительства и которое принимает участие в трехсторонних переговорах. Его работа основана на трехстороннем соглашении (1990), а не на парламентском акте.  
Учреждения социального диалога. Примеры учредительных документов.
Страна/учреждениеУчредительный документ
Антигуа и Барбуда – Национальный экономический и социальный совет Акт № 18 (2004)
Бразилия – Совет по экономическому и социальному развитиюЗакон № 10.683 от 28 мая 2003 года
Южная Африка – Национальный совет по вопросам экономики, развития и трудаАкт о НСЭРТ № 35 (1994)
Доминиканская Республика – консультативные советы по трудуУказ № 47-99 от 17 февраля 1999 года
Нигер – Национальная комиссия по социальному диалогу Указ № 2000/159 от 23 мая 2000 года
Уругвай – Трехсторонняя консультативная комиссияУказ  № 558/008 от 21 ноября 2008 года
Чешская Республика – Совет по обеспечению экономического и социального согласияТрехстороннее соглашение (1990)
Бывшая югославская Республика Македония – Экономический и социальный советТрехстороннее соглашение об учреждении ЭСС от 25 августа 2010 года
Сенегал – Национальный комитет по трехстороннему социальному диалогуТрехстороннее соглашение: НКТСД был учрежден согласно Национальной хартии  социального диалога от 22 ноября 2002 года
Сингапур – различные трехсторонние комиссииРазличные соглашения, не включенные в законодательство
Показать больше

Статьи на близкие темы

Закрыть