Блог редактораСоциальное партнерство

Дискуссионная статья о Законе о социальном партнерстве в РК

Дискуссионная статья

О необходимости Закона о социальном партнерстве в РК

(к.ю.н. Комекова А.К.)

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы регулирования трудовых отношений (26 ноября 2019 года), где  Премьер-Министр, поручил «до конца т. г. внести предложения по трансформации формата социального партнерства».

***

Как мы знаем, в Казахстане социальное партнерство регулируется Трудовым Кодексом, Предпринимательским Кодексом и Законом о профсоюзах. Согласно законодательству сторонами социального партнерства являются: государство, профсоюзы и представители работодателей (п. 1 ст. 147 ТК РК). На разных уровнях социального партнерства могут быть разные составы договаривающихся сторон. На уровне организаций партнерами выступают две стороны: работодатель и представители работников. На региональном уровне – областные, городские, районные комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. На отраслевом уровне – отраслевые комиссии, на республиканском уровне – республиканская трехсторонняя комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (п. 2 ст. 147 ТК РК).

На сегодняшний день понятие «социальное партнерство» стало шире, чем это было в 1990-2010 гг., когда приняли Закон о социальном партнерстве (2000г.), а позже поставили его на утрату (2004г.), ввиду неисполнения его положений в жизни и обществе. Но нынешнее гражданское общество, которое пережило много реформ и трансформаций, готово к расширению зоны социального партнерства. Это означает, что для реализации гражданских инициатив особенно актуально развитие социального партнерства не только в привычных нам трудовых отношениях, но и в сферах: здравоохранения, образования, науки, экологии, и. т.д. В связи с этим обществу необходимы порядок, механизм взаимодействия, что может быть отражено только в отдельном нормативном правовом акте.

Если посмотреть на опыт наших территориальных соседей, можно заметить  такие варианты социального партнерства:

— В Республике Узбекистан существует Закон о социальном партнерстве (2014 года),  в ст. 5 которого указаны сферы социального партнерства.

«Статья 5. Сферы социального партнерства

Социальное партнерство может осуществляться в следующих сферах:

социальная защита, поддержка и повышение социальной активности населения;

обеспечение занятости населения, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерства;

охрана окружающей среды, здоровья населения и утверждение здорового образа жизни;

формирование гармонично развитого и здорового молодого поколения, просвещение, духовно-нравственное воспитание и профессиональная ориентация молодежи;

защита материнства и детства, а также прав женщин, обеспечение их полноценного участия в общественно-политической, социально-экономической, культурной жизни страны, формирование здоровой семьи;

развитие науки, образования, информатизации, культуры и спорта;

повышение правовых знаний, правосознания и правовой культуры населения, укрепление основ гражданского общества и демократического правового государства;

укрепление идей межнационального, межкультурного и гражданского согласия, возрождение и сохранение многовековых, традиционных духовно-нравственных и историко-культурных ценностей;

защита прав потребителей.

формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

Социальное партнерство может осуществляться и в иных сферах в соответствии с законодательством».

Значит, в Республике Узбекистан зона социального партнерства затрагивает не только трудовые отношения, но и другие сферы деятельности.

— В Российской Федерации основные понятия института социального партнерства, как и в нашей стране, приведены в положениях Трудового Кодекса РФ. А далее каждая область принимает свой Закон о социальном партнерстве, например:  Закон «О социальном партнерстве в Белгородской области» от 05 июля 2007 года N 122; Закон Тульской области «О социальном партнерстве в сфере труда» от 02 ноября 2007 года N 889-ЗТО.

Как мы видим, в Российской Федерации институт социального партнерства «определяет основы и особенности регулирования социального партнерства как средства договорного регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений».

Несмотря на то, что основные положения, регулирующие социальное партнерство закреплены в Трудовом Кодексе РФ, основные механизмы работы и обеспечения деятельности комиссий, а также другие вопросы организации деятельности социальных партнеров, рассматриваются в отдельном нормативном правовом акте – Законе о социальном партнерстве.

***

В настоящее время в казахстанских учебных заведениях с целью формирование гармонично развитого и здорового молодого поколения, просвещения, духовно-нравственного воспитания и профессиональной ориентации учащихся в учебных заведениях работают социальные педагоги. Они организуют различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвуют в их разработке и утверждении. Также взаимодействуют с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Роль социальных педагогов в истории велика, и для правильного формирования будущего поколения очень важна. На сегодняшнем этапе развития общества социальный педагог, который формирует мнение о состоянии учащихся, может работать в этом направлении с другими организациями: государственными (Акимат, Управление образования, органы опеки и попечительства, т.д.) и частными (благотворительными фондами, спортивными организациями, т.д.).

Здесь налицо пример развития социального партнерства в сфере образования и эта тенденция развития очень радует.

***

  Казахстанское гражданское общество – это, прежде всего, человек с его потребностями, нравственными ценностями, личными интересами. Для гармоничного развития человека, а значит и общества, необходима совокупность общественных отношений: политических, экономических, культурных, семейных, религиозных, которые отражают многообразие человеческих интересов.

«Общество становится гражданским только на определенной стадии демократического развития и формируется по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа» (Концепция развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы).

 В связи с этим, хотелось бы выразить надежду на скорое преобразование института социального партнерства, которое мы видим в принятии нового Закона о социальном партнерстве с учетом новых тенденций развития казахстанского гражданского общества.

Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть