Адаптивность - свойство современной экономики

Модель адаптивной экономики (продолжение)

2.6. Институты гражданского общества в модели адаптивной экономики (Кажыкен М. Модель адаптивной экономики, 2018 г.). (продолжение)
***
Спонтанный порядок – это естественная форма адаптации предпринимателей к изменениям. Предприниматели сталкиваются с двумя ограничениями: время и риски. В современной экономике технологии постоянно усложняются, технологические связи удлиняются, а многие рынки становятся специализированными. В сложных и длинных технологических связях увеличивается и время, необходимое на спонтанную адаптацию, потому что прогресс одних передается по цепочке другим, создавая цепную реакцию приспособлений. Если связи проходят через специализированные рынки, сбой даже на одном из них существенно повышает риски компаний вдоль технологических связей; риски, передаваясь по цепочке от одного звена другому, постепенно растут и множатся. Чем дольше протекает адаптация, тем выше издержки предпринимателей; аналогично растут издержки по мере накопления рисков, которыми изобилует спонтанная адаптация.
Если предприниматель осуществляет деятельность в прозрачной институциональной среде, которая характеризуется справедливым и стабильным нормативным порядком, если его деятельность защищена от государственного волюнтаризма, то он может уверенно строить свои стратегии. В подобных условиях предприниматель способен успешно адаптироваться к любым изменениям конъюнктуры рынков. Однако адаптация протекает лучше, когда предприниматели согласованно принимают решения, действуют координированно и сообща ищут возможности развития. Такую адаптацию я называю активной.
Таким образом, объективна необходимость создания общественной организации — представителя предпринимателей. В мире, практически во всех развитых и в большинстве развивающихся стран имеются организации предпринимателей. Истории их создания уникальны и различаются существенно. Соответственно различаются их функции, структуры и иные характеристики. Я не берусь даже конспективно обобщить их основные характеристики. Проще сказать, каким должна быть организация предпринимателей, и описать ее базовые цели и функции.
Общественная организация предпринимателей (ассоциация) исполняет функции интегратора, координатора и защитника прав предпринимателей. Она помогает сформулировать общие переговорные позиции по конкретным вопросам, и сама твердо отстаивает интересы предпринимателей за столом переговоров с партнерами. Самое главное, она способна вести равноправный диалог с правительством, который обладает несопоставимыми административными, материальными и финансовыми ресурсами. Поэтому задачей представителя предпринимателей является укрепление своих институциональных способностей.
Безусловно, главная цель ассоциации – развитие предпринимательства. Приоритеты разнообразны, но один актуален всегда – совершенствование экономических институтов.
Организация предпринимателей должна занимать твердую позицию по ограничению негативного влияния крупных компаний на рыночное распределение экономических факторов. Это важно для развития малого и среднего предпринимательства. Особой проблемой в постсоветских странах является олигархическое предпринимательство, получившее колоссальные активы в годы приватизации государственной собственности. Организация предпринимателей обязана препятствовать не только возникновению новых олигархических структур, но и строго следить за тем, чтобы существующие субъекты были поставлены в жесткие законодательные рамки.
Участие представителей предпринимательства в стратегическом выборе правительства делает их не только причастными к, по сути, политическим решениям, но и возлагает ответственность за их решение. Партнерство помогает правительству сделать ответственный выбор – определить приоритетные отрасли и виды деятельности, развитие которых целесообразно стимулировать и поддерживать для достижения общих целей. В выборе могут принимать участие и профсоюзы.
Описанные выше и другие аспекты сотрудничества накладывают особые требования к представителю предпринимательства.
Во-первых, он должен быть поистине независимым от государства. Это возможно при наличии высоких моральных качеств у должностных лиц, которым доверена столь ответственная миссия – представлять интересы всего предпринимательства. Также требуется принципиальность и твердость в отстаивании интересов предпринимателей, даже когда придется конфликтовать с правительством по основным направлениям его внешней политики. Конфликт интересов вероятен по условиям торговых соглашений или вступления в интеграционные союзы. Более того, у ассоциации должно быть крайне негативное отношение к квазигосударственным организациям, искажающим рыночное распределение экономических факторов.
Во-вторых, недопустима чрезмерная бюрократизация, влекущая за собой нарушение принципов демократии. Внутренняя свобода должна сочетаться со строгой дисциплиной и соблюдением демократических процедур. Регулярная сменяемость руководства и ротация ключевых кадров обычно способствует созданию демократичной среды.
В-третьих, его деятельность должна быть прозрачной и контролируемой. Предприниматели имеют право осуществлять общественный контроль, поскольку финансирование деятельности организации осуществляется за счет их взносов. Прозрачность и контроль повышают ответственность организации перед ее участниками и учредителями. Без ответственности перед предпринимателями организация, злоупотребляя своим положением, не будет надлежащим образом исполнять свои обязательства.
В-четвертых, важна реальная децентрализация структуры и полномочий. Отраслевые ассоциации и региональные представительства организации рискуют раствориться в централизованной бюрократии и потерять способность адекватно реагировать на запросы и ожидания предпринимателей. Отраслевые ассоциации должны обладать такими функциями, чтобы быть способными решать сложные задачи в рамках отраслевой стратегии и корпоративного управления. Относительно высокий статус отраслевых и региональных структур предпринимателей адекватно повысит их способности быть полезными субъектам экономики, прежде всего, поддерживая частные инициативы. Центральный аппарат организации сохранит за собой достаточно функций, чтобы решать вопросы масштабно, на уровне всей экономики в диалоге с правительством.
Надо помнить, что предприниматели – индивидуалисты. У каждого есть свой бизнес, они самодостаточные и независимые. Для них имеет значение моральный кодекс, который лежит в основе неформальных правил справедливого поведения. Поэтому представителю предпринимателей трудно играть роль координатора, и тем более организатора, если он не в состоянии найти в диалоге контакт с каждым своим субъектом. Организация предпринимателей отнюдь не бюрократическая надстройка, а их институциализированный представитель в партнерстве равноправных. Организация, способная обнаруживать общие проблемы и готовая к партнерству с правительством и профсоюзами, сможет находить верные решения. Ответственность перед предпринимателями обязывает ее быть прозрачной и демократичной организацией.
Будучи свободным в выражении своих позиций, предприниматели являются главными участниками формирования гражданского общества. Среднее и малое предпринимательство, организованно отстаивая свои права и интересы, может в полной мере проявить свой позитивный креатив и социальную ответственность. Вот тогда-то представитель предпринимательства сможет оказывать позитивное воздействие на развитие общества.
.
Приветствуются: комментарии, дополнения и конструктивная критика.
29.01.2019.

Показать больше

Статьи на близкие темы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть